Во время «Большого разговора с Президентом» Александр Лукашенко говорил про создание новых рабочих мест и про раскрепощение предпринимательской инициативы. Как известно, перед чиновниками поставлена задача трудоустроить всех безработных к 1 мая. Государственно-частное партнёрство в этой сфере вполне можно рассматривать через призму предпринимательской инициативы. Люди бизнеса готовы занять не только себя, но и других, – уверены герои репортажа Анны Пыж.
Здесь льют и варят, чтобы в Минске могли ремонтировать самолёты, в Островце вырабатывать электроэнергию, а под Смолевичами концентрировать китайско-белорусские инвестиции. Всё это – большие заказы последнего времени. А ведь год назад нынешнее руководство получило в наследство умирающий завод. С многомиллиардными долгами по кредитам и с коллективом, которому два месяца не платили зарплату.
Александр Чекмарёв, директор предприятия «Опытный завод металлоконструкций»: «В моём понимании: как это – люди работают, если они не обеспечены работой по вине руководителя предприятия, то простые люди в этом не виноваты. Многие мои товарищи и коллеги считают, что я сошёл с ума. Но, вы понимаете, проще всего сидеть, критиковать, смеяться, ехидничать. Пойди и сделай что-то».
Здесь пошли на риск и не прогадали. Завод – это своего рода эксперимент, когда государственное предприятие отдали под частное управление. Как если бы предпринимателя назначили директором завода. Объёмы производства возросли троекратно. И что такое «текучка кадров», здесь просто не знают, зато точно знают, как закалялась сталь.
Александр Чекмарёв, директор предприятия «Опытный завод металлоконструкций»: «Если есть желание, можно добиться всего, что хочешь. Поэтому не понимаю, когда люди высказывают недовольство. Только лень мешает на самом деле людям достойно жить. Ещё Авраам Линкольн сказал: «Прежде чем просить что-то от Родины, надо Родине что-то дать».
На заводе уже в апреле ждут главного конструктора, главного технолога, топ-менеджера. Для старта новой команды. Здесь говорят, что до конца года нужно запустить новую линию, мол, следите за вакансиями. И по секрету добавляют, что даже свои АЭС россияне хотят строить из белорусских металлоконструкций.
Александр Медведь, и.о. главного инженера предприятия «Опытный завод металлоконструкций»: «Почему-то все ориентируются на то, что за рубежом большие зарплаты, но там люди вкалывают по 18 часов в день. Конечно, они получают достойную. Давайте и мы будем работать по 18 часов, будем получать не меньше. То есть заработать возможность есть, и люди зарабатывают».
Здесь не любят бросаться цифрами и выводить среднюю зарплату по заводу, будто температуру по больнице. Но пока это 750 рублей. Привлекательно даже для тех, кто в поисках высоких заработков добрался до Крайнего Севера.
Александр Горбачевский, водитель погрузчика: «Семья отнеслась положительно, так как в Несвижском районе найти работу на такую зарплату практически нереально. Я раньше летал в Якутию, Крайний Север, отсутствовал по 3-4 месяца дома, а так семья недельный перерыв легко переносит».
А вот пример предприимчивости куда меньшего масштаба, но не меньшего энтузиазма. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Стать хозяином не только своей судьбы, но и своего бизнеса подтолкнуло банкротство работодателя и несговорчивость потенциальных боссов.
Игорь Жихарь, индивидуальный предприниматель: «Сказали, что берут до 40 лет, будто в 50 лет человек уже всё. Больше 10 лет до пенсии. У меня же опыт грандиозный. Я всю жизнь мебелью занимаюсь, знаю практически всё. Меня это даже как-то обидело».
Если бы не эта обида, он, возможно, так и осел бы в мастерской-балконе. Но в службе занятости шепнули про предпринимательские курсы. Бесплатные и с возможной субсидией от государства на открытие своего дела. И вот встречаем мастера совсем в иной обстановке.
Игорь Жихарь, индивидуальный предприниматель: «Я думал, если честно, ну, бесплатные курсы, ну, какое там будет преподавание? А там люди выкладываются, педагоги очень сильные, очень грамотные, все такие именитые, знаете, я истинное удовольствие получил и очень много знаний, конечно».
Он составил бизнес-план и получил субсидию. Не кредит, её не нужно возвращать. Так реставратор стал ещё и работодателем.
В хитросплетениях его бизнеса намечается и следующее направление. Словом, искры хватило, чтобы разжечь костёр предприимчивости и занять работой не только себя, но и других.
Все владельцы крупных компаний когда-то с чего-то начинали. Бизнес-зубр Хусаенов, отработав распределение на заводе холодильников, основал кооператив по мытью окон. Впоследствии создал компанию по продаже автомобилей. Он стал одним из самых успешных предпринимателей страны. 22 место в топ-200. С недавних пор он ещё и ментор для тех, кто делает в бизнесе первые шаги.
Олег Хусаенов, генеральный директор инвестиционной компании «Зубр Капитал»: «Стоит задача создавать дополнительные рабочие места в других индустриях, и здесь малый и средний бизнес – хорошее подспорье – подпорка государству, когда люди могут уходить с заводов и создавать рабочие места в малом бизнесе. У нас есть такая поговорка внутри компании – даже в самом густом лесу растут новые деревья».
Пробиться в гущу событий помогает и образовательный проект «Мой бизнес». Телеканал ОНТ объявил старт третьего сезона. Опыт предыдущих показывает: заявить о себе готовы почти 800 человек. Да, за руку менторы возьмут далеко не всех. Но в этот раз – больше. Каждый бизнес-наставник сопроводит не два, а четыре проекта. А ведь выходцы «Моего бизнеса» – это не просто предприниматели, наладившие сбыт продукции, но и создатели новых рабочих мест. Удержаться на плаву непросто – и с каждым годом, пусть не намного, но количество малых и средних предприятий сокращается. С другой стороны, поступления от них в бюджет не падают, а значит, предприниматели работают всё эффективнее.
Говорят, малый и средний бизнес – это дрожжи экономики, а человек с идеей – словно хорошая горная порода, из которой можно получить очень прочный металл.
Подписывайтесь на нас в Telegram