Начиная с этого эфира и до 3 июля в новой рубрике «Приближали, как могли…» мы будем рассказывать о необычных фактах, связанных с освобождением Беларуси.

Так сложилось, что конец весны и первая половина лета для белорусов связаны с памятными датами Великой Отечественной войны. И, начиная с этого эфира, до 3 июля в новой рубрике «Приближали, как могли…» мы будем рассказывать о необычных фактах, связанных с освобождением Беларуси.

Несмотря на то, что с тех пор прошло уже почти 73 года, в истории и по сей день остаются белые пятна. Причём, грифом «секретно» помечены не только военные документы.

Наше внимание привлекло необычное письмо от Зои Александровны Ляшенко. Ей 89 лет. Она бывший сотрудник Минского завода отопительного оборудования. В конверт были вложены чертежи колоколов Хатыни, якобы и отлитых на том самом заводе. Как известно, знаменитый мемориальный комплекс был торжественно открыт 5 июля 1969 года. Однако тема знаменитых колоколов никогда прежде не обсуждалась. А те, кто их создал, так и не попали в список авторов, удостоенных премии Ленинского комсомола СССР. Корреспондент Анна Волковец попыталась разобраться.

По ком звонят колокола Хатыни, знает каждый белорус. Деревня, которую во время Великой Отечественной войны не стёрли, а выжгли на карте нашей страны, стала местом скорби и вечной памяти. 26 дворов, 149 жизней – 22 марта 1943 года здесь не осталось ничего. Спустя 26 лет после страшной трагедии напоминанием о произошедшем стал мемориальный комплекс в память о всех сожжённых деревнях Беларуси, над которым изо дня в день бьют 26 колоколов.

Зоя Ляшенко: «Вызывает меня инженер. Можешь сделать колокола Хатыни? Я конструктор первой категории, конечно, могу! Мне надо литература, справочники. Он дал мне книжку, я начала работать».

Она рассказывает всё так подробно, словно это было вчера. Закончив институт машиностроения в Брянской области, попала в Минск по распределению. На заводе отопительного оборудования за несколько лет стала одним из лучших конструкторов и однажды получила необычное задание.

Зоя Ляшенко: «Конструкторов учат пользовать литературой и делать расчёты, конечно, я ракету и самолёт не сделаю, но всё остальное – да. Вот такой колокол мне надо было сделать, я, конечно, расчёты сделала».

Сегодня эти расчёты – единственное подтверждение тому, что на заводе, где отливали батареи, в отдельном цехе, скрытом даже от большинства работников, велась работа над колоколами. Бумаги Зоя Александровна забрала, когда уходила на пенсию. Правда, на них стоит не дата создания, а дата снятия копии –1971 год, мемориальный комплекс открыли на два года раньше – в 1969.

Виктор Филипчик, главный инженер Минского завода отопительного оборудования: «Документальных подтверждений на сегодняшний день в архивах завода не сохранилось Но такой заказ был, и в то время единственное предприятие, которое могло выполнить такой заказ, – это был завод отопительного оборудования».

Виктор Константинович пришёл на завод в 1975 году. То, что здесь изготавливают не только отопительное оборудование, знал с первого дня. Тот самый художественный цех за все эти годы не изменился – для сотрудников это что-то вроде творческой лаборатории, где металлические сплавы становятся произведениями искусства. Здесь отливают барельефы и скульптуры, на каждое изделие, конечно, есть документы. И только факт создания тех самых колоколов подтверждают лишь на словах.

Виктор Филипчик, главный инженер Минского завода отопительного оборудования: «История подтверждает тот факт, что такие колокола отливались по образцам, которые были представлены заводу. Скорее всего, были выданы технические задания, которые подразумевали изготовление документации, на основании которой можно было поставить серьёзное производство, выпуск этих колоколов».

Откуда такая секретность и, как на самом деле создавались 26 колоколов Хатыни? Мы задали эти вопросы одному из создателей знаменитого комплекса. Юрий Градов рассказывает, как в конце 50-ых они хотели, чтобы здесь был не памятник, а место, в котором даже спустя десятилетия каждый сможет прочувствовать трагедию.

Юрий Градов, заслуженный архитектор Беларуси: «Мы когда приехали в Хатынь, жаворонки были над Хатынью, хотелось, чтобы Хатынь говорила, а как заставить её говорить? Республику хотели сделать атеистической и всё к этому шло. И в то время поднимать тему колокола мы боялись. Стали искать замену равноценную, ничего не нашли сильнее колокола. И пошли ва-банк».

Архитекторы сами нашли один церковный колокол, который подходил по размеру к печной трубе – это всё, что остаётся от сгоревшего дома. Его, как образец, и передали заводу отопительного оборудования. Ещё есть версия, что церковные колокола снимали с храмов и отдавали на переплавку. Но документального подтверждения этому нет. Под грифом «секретно» в те годы проходило всё, что даже косвенно могло касаться церкви, а потому, кто на самом деле имел отношение к изготовлению символов мемориала, до сих пор не известно.

И это не все загадки хатынского набата. Сегодня он раздаётся раз в 30 секунд, но идея создателей была в другом.

Юрий Градов, заслуженный архитектор Беларуси: «Задумана целая история с этим звоном. Начинал звонить на окраине деревни один колокол, с другого конца подключался второй, потом нарастал этот звон к центру, к месту трагедии. К сожалению, потом, во время ремонтных работ, тракторист порвал эти подводки, их соединили напрямую, сегодня впечатления объёмного звучания нет, как будто звонит один колокол».

Звучание этих колоколов остаётся особенным, как и их история, в которой до сих пор есть загадки. Зоя Александровна была в Хатыни лишь однажды, сегодня из-за состояния здоровья из квартиры уже не выходит. Её личное дело до сих пор хранится на заводе, в нём много благодарностей и премий, и ни слова о колоколах. Она уже больше 30 лет, как на пенсии, но удивительно точно помнит всё и всех, кто связан с её любимой работой и просто благодарит за то, что помнят.

С подачи Зои Александровны мы очень старались разобраться в истории создания колоколов Хатыни. Но этот набат, как будто до сих пор окутан тайной. Быть может, время всё расставит на свои места, а возможно нам стоит просто ещё внимательнее вслушиваться в этот звон, который навсегда останется особенным символом нашей памяти.

Подписывайтесь на нас в Telegram