Климатический саммит в ОАЭ: смелые высказывания А. Лукашенко. Почему такое боятся произносить вслух?

Обновлено

Что нужно делать – это и так все прекрасно знают. Не знают, правда, на чьи деньги нужно организовать этот спасительный климатический банкет

Климатический саммит в ОАЭ: смелые высказывания А. Лукашенко. Почему такое боятся произносить вслух?

За три дня климатического саммита в Дубае в наших эфирах мы уже много раз сказали о масштабности форума – полторы сотни глав государств, десятки тысяч участников, не меньше прессы. И это действительно впечатляет – пожалуй, ни один другой саммит не отличается такой колоссальностью. Но есть один нюанс – если брать пример с Александра Лукашенко и смело говорить, как есть, то нужно признать: это скорее не про климат, а про деньги.


Ничего нового относительно того, что нужно сделать, чтобы температура на планете не поднималась выше двух градусов, в Дубае, в общем-то, не прозвучало. Что нужно делать – это и так все прекрасно знают. Не знают, правда, на чьи деньги нужно организовать этот спасительный климатический банкет. Забота о природе – дело-то добровольное. Публично кажется, что желающих уйма.

Тезис генсека ООН дискуссионен – транснациональные бизнесы действительно трансформируются, но чаще для того, чтобы чистая выручка была еще больше, а что потом – хоть трава не расти, хоть лес. Финансисты инвестируют в справедливую экономику – это безусловно, но справедливую с их точки зрения, а это означает – выгодную. А над искоренением ископаемого топлива, пожалуй, работают лишь те правительства, у которых этого топлива нет – или делаются публичные заявления об искоренении, чтобы топливо упало в цене. Это реальный мир, а не розовые иллюзии по климатическим проблемам.

Обратите внимание на расставленные Карлом приоритеты – сначала звучит то, что под угрозой будет наша собственная, то есть британская, экономика, а только затем – выживание, ибо в своем выживании британцы уверены, а вот капиталы в опасности. Поэтому все климатические популисты, кричащие о необходимости отказа от нефти и газа, с удовольствием сотрудничают с нефте- и газодобывающими странами. Дошло до того, что саммит по климату доверили Эмиратам. Все ради денег…

250 эмиратских миллиардов, выделенных на климат, само собой, и это тоже правда, направлены будут по миру далеко не только на климат. Вообще под климатическую программу подогнать можно все, что угодно: где-то в Африке нужно, например, сохранить реку – все вроде верно. Но чтобы сохранить реку, нужны специалисты, которых где-то нужно обучить, для этого нужно построить вуз и нанять педагогов, для этого нужны строители и стройматериалы, для их доставки нужна инфраструктура типа железной дороги… Логика в том, что рельсы и шпалы опосредованно тоже – нужное дело для сохранения природы. Эмираты же и прочие нефтяные государства, вкладывая миллиарды в климат, тоже не в обиде, получая влияние в мире – и возврат средств за счет совместных проектов по реализации тех самых программ. Это все понимают, но не особо говорят вслух…

Поставив лайк шейхам, Александр Лукашенко долго общался с лидерами африканского континента до церемонии открытия форума. В этом, пожалуй, весь белорусский Президент – пока остальные скорее кучковались для выгодных в медиа фотографий с сильными мира сего, наш – решал вопросы с теми, кто сильными мира может стать в перспективе. И с белорусской помощью, от чего Беларусь тоже станет сильнее. Климатические вопросы, давайте опять же честно, вообще казались вторичными.  

Журналистская интернациональная дружба – она ведь немного специфическая. Каждый раз, когда мы встречали своих коллег из дружественных стран, таких, как Венесуэла, Куба, Казахстан или Россия, – после короткого разговора, естественно, все коллеги начинали потихоньку пытаться узнать: о чем же будет говорить в своем обращении Александр Лукашенко? Мы, естественно, явки-пароли не сдавали, но говорили однозначно: уж точно, поверьте, Александр Лукашенко будет, как обычно, предметно критиковать по делу.

Но речь белорусского лидера превзошла даже наши ожидаемые ожидания. Президент, перечислив все основные задачи планеты по сбережению климата, для начала обрисовал, почему во вроде как общей цели никак не получается прийти к планетарному единству.

Затем Александр Лукашенко от имени всех, кто не G20, прямо сказал – десятки стран, с удовольствием участвующих в планетосберегающих проектах, если и слышат «спасибо» от гегемонов, то какое-то пустое.

А дальше – главное. Раз уж этот форум скорее не о природе, а о природе денег, то Президент Беларуси очень просто объяснил, где можно найти триллионы долларов и на спасение ледников, и на реки с озерами, и на леса с прочими флорами и фаунами.  

Поблагодарили в ответ  белорусского лидера все, кто хотел слышать эту правду, – а возможно, хотел бы и сказать то же самое, но по разным причинам этого сделать не смог. Вообще в современном конфликтном мире, по ощущениям, с правдой жить как-то легче и приятнее.

Такие форумы, номинально климатические, или любые другие мировые лидеры видят даже, возможно, приоритетно как площадку для встреч тет-а-тет со своими коллегами. Таких встреч у Президента тоже было много – и вот еще один повод для правды о том, как изменчив мир. Переговорили два президента, два Александра – Лукашенко и Вучич, глава Сербии, затем в интервью коллеге рассказал, что договорились встретиться на официальном визите. Но тот самый нюанс – когда-то близкие и родные белоруска и серб говорили не на русском. Вроде мелочь, но показательная. 

Переустройство мира уже касается напрямую и нас – но еще раз, есть нюанс: не наши позиции кто-то за нас перестраивает, а мы сами создаем себе возможности в этом мире бушующем. Зимбабве, Того, Ботсвана, Экваториальная Гвинея, Конго, Кения, Коморские Острова – последняя встреча показательна тем, что ее Президент возглавляет весь Африканский союз. Континент набирает мощь и нуждается в честных партнерах, как Беларусь. Настолько честных и настолько нуждается, что именно с нами прорабатывают самый главный проект для Африки.

Кто хоть немного понимает в экономике Африки и ее проблемах, тут же согласится, что для них самое ценное на перспективу – это не добыча алмазов и нефти. В отстающей, но перспективной Африке главное – это железная дорога, потому что без нее (а ее пока нет) невозможно ничего иного. И кто в партнерстве с континентом построит железку – тот останется партнером и другом если не навеки, то очень надолго. И очень взаимовыгодно. Ожидается, что это будет Минск. А там… И с климатическими программами тоже поможем. Потому что в Африке закончилось время западного колониализма. Сейчас там – наше время.

Фото: БЕЛТА

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Игорь Тур
География:
Беларусь ОАЭ