Караник о ситуации в Беларуси: Нужно почувствовать изменения в обществе и, сохранив стабильность, начать движение вперед

Караник о ситуации в Беларуси: Нужно почувствовать изменения в обществе и, сохранив стабильность, начать движение вперед

Владимир Караник – человек, которому довелось занимать чуть ли не наиболее ответственные посты в сложные для страны времена. В период активного распространения COVID-19 он занял пост министра здравоохранения, а в самый разгар протестов – председателя Гродненского облисполкома. Напомним, в Гродно были одни из наиболее бурных протестов в стране. Какие задачи он имеет перед собой на новой должности, каким видит выход Беларуси из кризиса, а также благодаря чему стране удалось пройти период пандемии относительно легко? На эти вопросы он ответил в интервью программе «Контуры» на ОНТ. 


Александр Злобин, корреспондент: «Владимир Степанович, вот мы сейчас идем после рабочего дня по замечательной пешеходной улице Советской. Но если некоторые СМИ почитать, то получается, что Гродно чуть ли не мятежный город, где чуть ли не каждый день акции, выступления, протесты. Скажите, пожалуйста, вот как вы перемещаетесь по городу?» 

Владимир Караник, председатель Гродненского облисполкома: «Назначение было несколько неожиданным, поэтому перебрался один я. Семья пока осталась в Минске. Поэтому я сам хожу по магазинам, сам перемещаюсь по городу, и никаких проявлений агрессии я еще ни разу не видел». 

Сейчас бурлит политическая жизнь и в Минске, и в Гродно в том числе. Какова ваша стратегия, чтобы выслушивать людей? Какие методики вы используете здесь? 

С людьми надо разговаривать. Слушать и слышать. А на самом деле, в этом плане помогает медицинское образование. Потому что любая реакция на стресс, она проходит через несколько этапов. Первый – это отрицание, второй – агрессия и гнев, когда с человеком вообще очень сложно разговаривать. Потом идет состояние торга, когда человек готов к каким-то незначительным компромиссам с собой, чтобы вернуться в привычное для себя состояние. Потом идет стадия либо депрессии, либо смирения, либо растерянности. И только потом идет принятие, можно конструктивно обсуждать, что делать. И я очень рад, что очень много людей все-таки с первого перемещаются на второй. 

Что вы вынесли из того случая, когда люди в общем-то хотят говорить, но слышать ничего не хотят? Вот вы бы еще раз вышли бы к ним? Или как бы вы поступили тогда? 

Тогда я понимал, на что я иду. К тому же там было много медицинских работников. То, что диалога не получится, я прекрасно понимал, потому что я видел настроение людей. Но, слава богу, наши коллеги это тоже поняли. Возможность обсуждать спокойно имеющиеся проблемы – это возможность найти выход. В тот вечер СМС с поддержкой я получил, наверное, больше, чем в день моего назначения. И это очень хороший показатель того, что люди понимают, что идти на поводу у эмоций – это путь в никуда. 

Вы уже три недели в должности. Расскажите, что сейчас входит в список первостепенных ваших губернаторских задач? Я знаю, что вы очень активно ездите по предприятиям.

В семье, где один ребенок болеет, часто здоровый оказывается без присмотра, потому что все внимание идет на того, кому больше нужна помощь. Наверное, это неправильно.  В первую очередь, следует посетить те предприятия, которые устойчиво стоят на ногах. Чтобы посмотреть, чем им можно помочь, какой опыт у них можно перенять, каким образом их еще более ускорить, чтобы они действительно стали драйвером, локомотивом области. Чтобы их опыт и ресурсы использовались для того, чтобы подтягивать отстающих. Ну и опять же, это общение с коллективом, возможность ответить на те вопросы, которые волнуют коллектив, снять напряжение. И мне очень приятно, что коллективы действительно везде живые, получается нормальное общение.

Сейчас забастовки в повестке еще остаются? 

Нет, ни одно предприятие на сегодняшний момент не имеет проблем с работой. Я могу сказать больше: строительная отрасль работает даже по воскресениям, даже не по восемь, а по десять часов. Чтоб воспользоваться погодными условиями, выполнить больший объем работы. Все остальные предприятия также строго выполняют свои контрактные обязательства. 

Вы перешли на новую должность в непростое для страны время, а до этого вы занимали пост министра здравоохранения, тоже в непростое время, в период пандемии коронавируса. Скажите, благодаря чему нам удалось избежать самого негативного сценария в борьбе с этой болезнью? 

Мы каждый раз повторяли, что мы использовали риск-ориентированный подход. Мы старались проводить мероприятия, которые не эффектные, но эффективные. А сейчас даже на наших оппозиционных сайтах пишут, даже ВОЗ признает, что шведский опыт оказался наиболее рациональным. Я понимаю, что многие пока не готовы признать, что Беларусь пошла верным путем. Но мы с самого начала говорили о том, что карантин свою эффективность не доказал. 

Вторая волна, если она будет, она будет не такой мощной? 

Мы ожидаем её менее масштабной, потому что в обществе сформировалась иммунная прослойка и достаточно много людей, которые особо восприимчивы к этому вирусу, они им уже переболели, и они уже имеют иммунитет. 

Сейчас уже осень, и, в общем-то, такой большой проблемы, как COVDI-19, мы уже не ощущаем. Однако люди разделены. Неужели нам необходимо что-то преодолевать для того, чтобы понять, что мы один народ, одна страна? 

Нам надо остановиться, потому что вот эта оголтелая информационная кампания приводит к тому, что мы видим, что у людей в умах действительно большая сумятица. Многие из них потеряли стандарты и ориентиры, не знают, что делать. И здесь, я думаю, должная быть внятная информационная стратегия. Надо почувствовать изменения в обществе и объяснить, что нам надо, во-первых, сохранить стабильность. Потому что это данность для вас, а мы помним другие времена. А во-вторых, мы должны организовать движение вперед. Если молодежи нужна "движуха", то стране нужно действительно движение вперед. Увеличивать соцгарантии, повышать зарплаты, улучшать жизнь наших людей. А что касается свободы, то я все время вспоминаю следующее: в 90-х была группа "Третий Рим". Так вот, у них была замечательная фраза о том, что "умный возьмет свечу, глупый – возьмет свободу". Я всегда говорю, что если ты попал в запертое помещение, но у тебя есть свет, мозги и желание найти выход, то ты его обязательно найдешь. Свобода в темном подвале – это свобода биться головой об стенку в разных местах, и шансов найти выход, на самом деле, очень немного. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Злобин
География:
Новости Гродно