Какими будут новые уроки истории и какие знания помогут сформировать гражданскую позицию?

Какими будут новые уроки истории и какие знания помогут сформировать гражданскую позицию?

Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по геноциду мирного населения в годы войны и послевоенный период. Вряд что-то подобное из урока по истории Беларуси вспомнит выпускник «старой школы». В современных учебниках – не только прошлое, но и настоящее суверенного государства. Все самое важное теперь багаж знаний старшеклассников.


Елена Мох, заведующая лабораторией историко-обществоведческого и социокультурного образования: «Система образования Республики Беларусь оперативно реагирует на вызовы и запросы современного общества, после референдума по изменениям и дополнениям в Конституцию. История Беларуси и обществоведение изучают изменения и дополнения, которые были приняты на республиканском референдуме».                                                            

Теперь здесь то, о чем так долго молчали. И во благо добрососедства с другими странами обходили острые углы. Говорили, например, о фашизме, но не всматривались в лица карателей. Фиксировали факты… Теперь школьников учат анализировать и расставлять акценты.

Анжела Пепик, учитель истории и обществоведения средней школы № 109 г. Минска: «На первый план выходят вопросы воспитания подрастающего поколения, нам важно не упустить момент, когда они с осознанием всего происходящего должны формировать свою точку зрения, но правильную, а не ту, что нам навязывает, например, коллективный Запад. Великая Отечественная война изучалась и ранее, но сейчас особое внимание уделено тому факту, что кроме нацистских преступников на нашей территории воевали и их пособники: украинские националистические батальоны, латышские националистические батальоны. И то, что они делали с местным населением, мирными жителями Беларуси».

Сегодня у старшеклассников есть дополненная картина происходящего. То же самое, но в упрощенной форме узнают и четвероклашки. Для них трагедия белорусского народа в годы войны раскрывается в предмете «Чалавек i свет». В качестве иллюстраций – живые экскурсии к местам памяти и скорби. И это уже не несколько абзацев в книге.

Посещая подобные места не каждый сможет по достоинству оценить важность героизма и силы белорусского народа в борьбе за независимость. Для этого мало просто увидеть или прочесть. И всегда есть те, кто хочет знать больше и выходит за пределы учебников и экскурсионных программ. Захар Овчинников, тот самый кадет, который понял руку на уроке с Президентом, как раз из тех, кто смотрит на историю шире.

Захар Овчинников, кадет Витебского кадетского училища: «Я занимался исследовательской работой по жертвам войны, меня это сильно впечатлило. Одно – когда ты видишь просто цифры, другое – когда видишь семью или отца, мать, ребенка, которые погибли насильственным путем, видишь этот возраст, и совсем по другому сморишь на войну. Знание истории, прошлого намного облегчает понимание того, что происходит сейчас, и то, чего стоит ожидать от будущего».

«Историческая память – дорога в будущее». Так звучала тема урока, на который 1 сентября были приглашены сотни учащихся и студентов. На площадке звучали самые разные мнения о настоящем Беларуси. Но, говоря о будущем, в центре внимания была летопись прошлого.

Теперь, когда старшеклассники готовы не просто зубрить историю, но и понимать ценность принесенных жертв, очередь и за студентами. Уже на первом курсе обязательна к изучению новая дисциплина.

Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь: «Гiсторыя беларускай дзяржаўнасцi – гэта нацыянальны катэхiзiс нацыi. Сiмвал веры, якi павiнен ведаць кожны адукаваны, паважаючы сябе студэнт. Кожны беларус. Гэта тое, што вучыць любiць, паважаць, шанаваць самае важнае, што ў нас ёсць – беларускi суверэнiтэт, нашую незалежнасць, нашую мадэль развiцця i нашыя каштоўнасцi. Якiя ўвасоблены ў праекце нашай Канстытуцыi».

Работа над изданием велась два года, в списке авторов – несколько фамилий. Главная задача курса не повторять школьную программу, а максимально дополнить ее.  

Александр Бурачонок, заместитель декана по учебной работе исторического факультета БГУ: «Курс состоит из трех разделов. "Основные этапы исторического развития", "Развитие белорусской государственности", "Основы государственного устройства Беларуси" и третий раздел – "Беларусь на стыке культур и цивилизаций". Здесь обращено внимание на геополитическое положение, на социально-экономический фактор развития государственности».

Издание дополнят хрестоматией и атласом. Аналитические материалы будут доступны не только учащимся, но и всем, кто хочет понимать и разбираться в происходящем в современной Беларуси. Эти знания помогут укрепить или даже сформировать гражданскую позицию. 

Ведь жить в государстве и быть вне его политики – невозможно.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Ангелина Дикун
География:
Беларусь