Как за окном поезда! Где можно увидеть небо Вильнюса XIX века, не покидая Минска?

​«Окно в прошлое, а возможно и настоящее современного Вильнюса» – уже говорят о выставке в минском Доме Ваньковичей. Здесь впервые открыт «Виленский альбом» XIX века.

«Окно в прошлое, а возможно и настоящее современного Вильнюса» – уже говорят о выставке в минском Доме Ваньковичей. Здесь впервые открыт «Виленский альбом» XIX века. Он относится к разряду редких и особо ценных. В Беларуси, например, если лишь одна страница. Литография с фрагментом Мирского замка никогда не покидала фонды Национального художественного музея.

У одних эта выставка вызывает ностальгию. Допустим, по 1980-м, когда белорусы без всяких виз ездили в Литву на чашку хорошего кофе с видом на Старый город. Он и сегодня, словно с картинки XIX века – заметит публика помоложе. Другие – лишь прохожие у Острой брамы. Да и ещё по ту сторону арки сейчас прибывают поезда Минск – Вильнюс.

Юлия Лисай, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: «В 1850 году Крашевский, написав прекрасную совершенно статью “Виленский альбом” Вильчинского”, будет жаловаться, что Виктор-Адам (это один из литографов) рисует не типичные для Вильно типажи. Что, скорее всего, мы видим французских дам и господ. Эти персонажи, они профессиональным языком называются “стаффаж”».

Фигурки просто «оживляли» виды. Зачастую они не «от руки» автора рисунка, с которого делали оттиск. 21 литография сегодня в рамах. В цвете – подороже, печатали с 1845 года для богемы. Обложка и листы впервые за пределами Литвы. Их видели только эксперты Вильнюсской картинной галереи.

Юлия Лисай, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: «Мне нравится говорить, что “Виленский альбом” – это такой глобальный арт-проект XIX века. Потому что усилиями по сути одного человека. В 1944 году в Вильно появляется Хруцкий (академик уже на тот момент Императорской Академии художеств), и Вильчинский не упускает возможность заказать ему два пейзажа».

Ян Казимир Вильчинский – это как позже Дягилев для легендарных «Русских сезонов». Врач и меценат смог собрать в альбомы работы лучших мастеров своей эпохи. Денег не жалел. «В печать» отправлял в парижскую мастерскую Лемерсье – тогда лучшую в Европе.

Особую ценность этим пейзажам придаёт одна короткая фраза «рысована з натуры», к примеру, небезызвестным М.Э. Андриоли. Вообще в создании шести циклов «Виленского альбома» участвовали более 80 художников. Возможно, сегодня кто-то из них затерялся в толпе.

Тут, кстати, не только «Каков пейзаж!». «Альбом» с портретами: композитор Манюшко, живописец Ванькович. К слову, кузен хозяина дома, под крышей которого этот вернисаж ждали два года: страховка, транспортировка… Однако цены на билеты решили не повышать: Br30 тысяч на постоянную экспозицию. Вернисаж в ней – до 17 апреля.

Сергей Вечер, заместитель генерального директора Национального художественного музея Беларуси: «Гэтая выстаўка, на мой погляд, вельмі хораша, можна так сказаць, легла на гэтыя сцены, вельмі выразна глядзяцца літаграфіі. У нас, дарэчы, ёсць электронная кніга водгукаў. Можна ў электронным выглядзе напісаць свае ўражанні».

Под проект в музее разработали спецпрограмму. Это будут экскурсии с куратором. Он обратит ваше внимание на то же небо Вильно в оригиналах, а не только на репродукциях в учебнике по истории Беларуси.   

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
География:
Новости Минска