Вернут ли деньги пострадавшим клиентам «Натали Турс»?

625

Дома, как говорится, хорошо, а вот дальние поездки – всегда рискованная затея. Почти 10 тысяч туристов в Испании, Турции, Греции и Таиланде вместо приятного шума на берегу моря ждут финансовых тяжб. Один из крупнейших российских туроператоров терпит бедствие. В неприятную ситуацию попали и белорусы. Как будут работать с пострадавшими клиентами одной известной фирмы? Андрей Александров – а мы пойдём морским путём.

Гневные комментарии на странице Владимира Воробьёва в социальной сети исчезают с такой же скоростью, как и появляются. Тысячи клиентов «Натали Турс» – одного из крупнейших туроператоров России – обрушились на представителей компании после небольшого объявления на официальном сайте туроператора: «Все заказы/услуги будут аннулированы на период с 4 июля 2018 года по 30 сентября 2018 года включительно. Операционная деятельность компании осуществляется в рабочем режиме».

Все оплаченные и забронированные туры на ближайшие три месяца аннулируют, туроператор в убытках. Эта новость уже через несколько часов стала одной из самых обсуждаемых. Главе компании всё же пришлось сделать заявление. Оказалось, собственных финансов на оплату услуг у «Натали Турс» не хватает – обязательства перед партнёрами и кредиторами вылились в многомиллионный долг.

Валентин Цехмейстер, директор Республиканского союза туристических организаций: «Производятся в начале сезона крупные проплаты авансом. Где-то берутся деньги, а потом получается, что по разным причинам расчёты не оправдываются на сезон – турист не полетел».

И одной из главных причин низкого спроса на заграничный отдых Воробьёв (то ли в шутку, то ли всерьёз) назвал успешное выступление сборной России на чемпионате мира по футболу. Но те, кто всё же полетели (ещё до заявления о финансовых проблемах), в недоумении стали звонить с вопросами. Проблемы в Испании, Италии, Турции, Греции – услуги по этим направлениям оплачены не были.

Валентин Цехмейстер, директор Республиканского союза туристических организаций: «В отелях вынуждены повторно либо платить, либо улетать назад. Казалось бы, человек оказывается в безвыходном положении: либо надо оставаться в стране, либо возвращаться. И он проплачивает и думает, что когда вернётся, начнёт тяжбы по возвращению своих денег».

«Натали Турс» от своих обязательств не отказывается. Всем клиентам обещают 100-процентную компенсацию. Компания продала 10 тысяч туров и задолжала 15 миллионов долларов. Чтобы утолить печали такого количества обиженных клиентов, не хватит денег. Финансовые гарантии и фонд персональной ответственности могут покрыть лишь часть долга. Туроператор предлагает альтернативу – отдохнуть уже в следующем году. Выбирать необходимо и белорусам. Услугами «Натали Турс» воспользовались около 1000 наших соотечественников. И с каждым из них, уверяют в белорусском представительстве, идёт работа.

Ольга Вышинская, глава представительства компании «Натали Турс» в Беларуси: «Общаемся с агентствами по каждой заявке в индивидуальном формате, стараемся найти возможность в рамках сложившихся обстоятельствах помочь там, где есть какие-то ресурсы. Не оставляем наших агентов, клиентов. Делаем всё, что в наших силах».

Пока в России заседал оперативный штаб для клиентов, на экстренное совещание собрались белорусские партнёры «Натали Турс». Более 20 тысяч клиентов в год, около 40 стран – многие не могут поверить, как прародитель отечественного туризма, который уже более 25 лет на рынке, вдруг не вывозит. Основной удар берут на себя партнёры – турагентства рассчитываются с клиентами, так как связаны договором. В последующем белорусские компании будут сами обращаться за компенсацией к «Натали Турс». Чтобы такого не повторялось, настаивают на создании обязательного страхового фонда.

Виктория Карпач, директор туристического агентства: «Необходимо потребовать от туроператоров вносить взносы за каждую проданную заявку. Должны быть задействованы страховые компании. Пусть это будут государственные страховые компании, которые смогут обеспечить страховые взносы и страховые выплаты достаточных объёмов для предотвращения таких ситуаций».

А ситуаций на туристическом рынке в летний сезон хоть отбавляй. Аннулировать забронированные вылеты пришлось белорусской компании «Скай Флай Трэвел». С «Натали Турс», уверяет директор, никак не связан. Причина простая – не договорились с партнёрами. Неудобно получилось. Но около 50 клиентов всё поняли, конфликт уладили.

Руслан Исмайлов, директор компании: «Все денежные средства будут полностью возвращены в самые кратчайшие сроки».

Министерство спорта и туризма Беларуси следит за ситуацией. Она непростая, но в критическую может перерасти из-за паники клиентов.

Виталий Грицевич, заместитель директора департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси: «Если сейчас граждане начнут массово обращаться в турфирмы, то это приведёт к тому, что часть из них не получит никакой компенсации».

Процесс, что называется, пошёл. Деньги начинают возвращать и в России, и в Беларуси. Как много времени на это уйдёт, прогнозировать не берутся, учитывая, что порой волнений не выдерживают даже самые стойкие. Очевидно, «Натали Турс» не сможет выплатить весь долг в одночасье. Ситуацию смогут спасти, пожалуй, лишь сговорчивые и непринципиальные клиенты, готовые идти навстречу.