Летом прошлого года интернет-магазин «Вайлдберриз» ввел плату за возврат товара. МАРТ указал торговой площадке на нарушение законодательства и выписал предписание – плату отменить. Но лишь на некоторые время. А дальше и вовсе перестали реагировать на предписания. В итоге покупателям приходилось платить за воздух.
Суммы вроде бы и небольшие – до трех рублей за единицу товара. Но речь не о деньгах, а о справедливости. Именно этим принципом руководствовалось государство, вводя систему регулирования цен, чтобы отдельные дельцы не наживались на потребителях. И на этом фоне действия интернет-площадки выглядят просто верхом наглости и цинизма. А когда принцип справедливости не соблюдается, подключается лично Президент. Вот и в этот раз Александр Лукашенко поручил Госконтролю принять самые жесткие меры. Не прошло и двое суток, как поручение было выполнено.
Таиса всегда рада новым покупкам. Впрочем, как и любая женщина. Около шести лет пользуется услугами популярного интернет-магазина – удобно и позволяет экономить время. Заказала товар через смартфон, оплатила и через несколько дней забрала в пункте выдачи. Не понравился – здесь же можно оформить возврат. Но с некоторых пор неожиданно он стал платным. Странное и крайне неприятное для покупателей нововведение вызвало волну возмущения. Получается, что покупаешь кота в мешке. А что делать, если товар не подходит по размеру или продавец слукавил, описывая его характеристики. Почему за это должен расплачиваться покупатель?
Таиса Газизова: «Заказала несколько товаров. Пришла, как обычно, примерила шапки. Одна подошла, две не подошли. Заказываешь же несколько, чтобы можно было выбрать. Потом смотришь, а они за возврат начали списывать средства. Я думаю, как это так! Почему они списывают, если этого быть не должно. Ведь ты примерил и сразу же отказался от этого товара».
И дело даже не в суммах списания, кто-то может и не заметить, как с карты исчезли 2 или 4 рубля. Но, учитывая количество пострадавших, это более 120 тысяч покупателей по всей стране, за пару месяцев маркетплейс прикарманил свыше миллиона белорусских рублей. Люди возмущались в социальных сетях, делились неприятным опытом, обращались в общества защиты прав потребителей, МАРТ. Безрезультатно. Жалобы на несправедливость дошли до Президента. Реакция – а по-другому и быть не может – мгновенная. Александр Лукашенко потребовал разобраться в ситуации – по закону и по справедливости. По поручению Главы государства к решению вопроса подключился Комитет госконтроля.
Василий Герасимов, председатель Комитета государственного контроля Беларуси: «Президент очень жестко на это отреагировал и поручил в кратчайшие сроки восстановить все законные права граждан. В результате в течение двух дней все деньги гражданам были возвращены, как и отменено это правило. Нами была проведена соответствующая беседа с руководством компании – как белорусской стороны, так и российской».
Когда контролеры вникли в суть проблемы, выяснилось, что первую попытку штрафовать клиентов за отказ от товара, а по-другому это не назовешь, онлайн-магазин предпринял еще в августе прошлого года.
Елизавета Куликович: «Я себе решила купить сумку и вторую чуть поменьше. Но вот первая мне еще без оплаты возврата пришла, а вторая уже стояла сумма за возврат 2,97. Я удивилась. Что происходит? Издевательство, когда ты покупаешь товар, например, за 5 рублей, а с тебя три за возврат. Причем на "Вайлдберриз" иногда бывают некачественные товары».
Елизавета пользуется услугами интернет-магазинов более пяти лет и даже продукты часто заказывает через приложение – с учетом современного ритма жизни просто жаль тратить время на походы по магазинам. С платным возвратом товаров раньше никогда не сталкивалась. По ее словам, это дикость и откровенный произвол. Более того, в прошлом году Министерство антимонопольного регулирования и торговли выписало «Вайлдберриз» предписание и потребовало устранить нарушение. Незаконную плату отменили, и, казалось, инцидент исчерпан. Но! Менее чем через полгода у покупателей снова стали списывать деньги за возврат. Снова жалобы и снова предписание. Однако во второй раз маркетплейс просто нагло проигнорировал МАРТ. И неизвестно, сколько бы еще было писем с предписаниями и сколько еще тысяч фактически обманутых покупателей, если бы не вмешался Президент. С теми, кому белорусское законодательство не указ, и разговор жесткий. Больше никаких уговоров и предписаний!
Инна Гаврильчик, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси: «16 и 17 января состоялись судебные заседания, по результатам которых должностное лицо интернет-магазина "Вайлдберриз" было признано виновным в совершении административных правонарушений, по решению суда наложено административное взыскание в виде штрафа. По первому протоколу это 9 базовых величин, по второму – 10 базовых».
Маркетплейс оплатил штраф. Финалом этой истории покупатели остались довольны, списанные деньги им вернули. У наших героинь суммы не такие уж и большие, но все равно – приятно.
Таиса Газизова: «Я очень рада, что с ситуацией разобрались, что компетентные органы помогли решить этот вопрос. Впредь такого, надеюсь, больше не повторится».
Елизавета Куликович: «Справедливость восторжествовала. И теперь мы сможем заказывать и не бояться, что с нас спишут какие-то левые деньги за доставку, за возврат».
Ну, а пример «Вайлдберриз» – другим наука. Попытки обойти закон или найти в нем лазейки могут дорого стоить. И это касается всех торговых площадок – реальных и виртуальных. Замести следы в Сети не удастся. В поле зрения контролеров – все торговые объекты в стране. А вопрос ценообразования – лично на контроле Президента. Мониторинг объектов торговли не прекращается. Госконтроль всегда онлайн.
Василий Герасимов, председатель Комитета государственного контроля Беларуси: «Комитет госконтроля осуществляет контроль за другими интернет-площадками. В прошлом году было возбуждено 10 уголовных дел, связанных с сокрытием выручки и неуплаты налогов. А также в принципе вопросы ценообразования и торговли находятся на нашем контроле. В прошлом году было привлечено 812 граждан и временно приостановлено 35 объектов. И в этом году эта работа будет только усилена».
В ведомстве подчеркивают: справедливость и защита интересов людей были и остаются во главе угла. С теми, кто пытается эти принципы проигнорировать, – никаких церемоний. Собственно, дело «Вайлдберриз» тому подтверждение. Полезный урок из этой истории стоит извлечь и отдельным чиновникам: что мешало им вовремя решить проблему, не дожидаясь вмешательства Президента?
Неприятная полугодичная история наконец окончена. С благоприятным исходом. Маркетплейс признал свою неправоту, клиентам вернули деньги. Но каждому покупателю нужно понимать: в том числе с вашего тихого согласия подобные магазины нарушают правила торговли, откровенно игнорируя права потребителей. Поэтому не молчите! Обращайтесь в компетентные органы! И будьте бдительны!
Подписывайтесь на нас в Telegram