​Европейские и украинские руководители оказались в числе фигурантов крупнейшего финансового скандала – так называемого панамагейта. О грандиозной утечке конфиденциальной информации из офшорной компании и кропотливой работе, проведённой журналистским сообществом, – наш кореспондент в Киеве Галина Радевич.

Европейские и украинские руководители оказались в числе фигурантов крупнейшего финансового скандала – так называемого панамагейта. О грандиозной утечке конфиденциальной информации из офшорной компании и кропотливой работе, проведённой журналистским сообществом наш кореспондент в Киеве Галина Радевич.

Юридическая компания Mossack Fonseca со штаб-квартирой в Панаме ранее в прессе не упоминалась. Известно, что фирма была основана отцом и сыном Юргеном и Рамоном Фонсеко в 1977 году. Юристы специализировались на торговом праве, трастовых услугах, а также консультировали частных лиц. Собственно, эта клиентская база и попала в руки журналистов, став «информационной бомбой». В расследовании, над которым около года работали 400 журналистов, фигурируют имена 12 нынешних и бывших глав государств, 128 политиков, а также 29 миллиардеров из списка Forbes. Офшорный скандал уже зацепил Великобританию, Исландию, Россию, Украину, Азербайджан, Китай, Бразилию, Аргентину, Саудовскую Аравию, Ирак и другие страны. При этом расследование ещё не завершено.

Панама – государство в Карибском бассейне. Кроме дохода от туризма, в стране, и об этом хорошо известно, практикуют налоговые льготы для офшорных компаний. С юридической точки зрения придраться к такой деятельности сложно. По сути, это привлечение иностранного капитала. И в мире существуют десятки стран и отдельных территорий, где можно без проблем зарегистрировать или купить готовую офшорную фирму. А вот задавать лишних вопросов в офшорных зонах не принято.

Ещё со времен древних Афин, чтобы не платить двухпроцентный налог с торговых операций, греческие купцы стали завозить товар на мелкие острова в Эгейском море без уплаты каких-либо пошлин. И до наших дней цель таких налоговых гаваней не изменилась – помочь крупному бизнесу уйти от государственного надзора. Или отмыть деньги, заработанные порой сомнительным путём.

Судя по данным расследования, долгое время Mossack Fonseca занималась регистрацией именно таких фирм не только в Панаме, но и, к примеру, на Британских Виргинских островах. Причём юристы, по всей видимости, пользовались авторитетом и предоставляли своим клиентам серьёзные гарантии неразглашения информации. Премьер-министр Исландии Сигмюндюр Давид Гюннлёйгссон растерялся и предпочёл не отвечать на вопрос, откуда у его супруги офшорная компания, которая всплыла в панамских документах. 4 апреля на улицах Рейквъявика прошла акция протеста с требованием отставки премьера. В связи с политической бурей Гюннлёйгссон вынужден был написать заявление об уходе со своего поста.

Накануне и премьер Великобритании Дэвид Кэмерон признался, что когда-то он действительно владел долей в офшорной компании своего отца. Сейчас британские депутаты требуют от премьера уйти в отставку.

В России, вопреки ожиданиям, бурной реакции на обнародованную информацию не последовало. За несколько дней до публикаций в международной прессе в Кремле предупреждали: против Владимира Путина готовится информационный вброс. При этом журналисты-расследователи признают: в «панамском досье» имя российского президента не фигурирует. Речь идёт о близких к нему людях, которые якобы оформляли офшорные счета через панамскую контору. В частности, привлёк внимание крёстный отец дочери российского президента, виолончелист Ленинградской филармонии Сергей Ролдугин. Доходы двух его компаний – 2 миллиарда долларов – эксперты сочли подозрительными. Владимир Путин прокомментировал информацию.

В досье есть сведения ещё о 12 российских чиновниках и их возможных незаконных связях с Mossack Fonseca. Но разве этим теперь удивишь?

Алексей Мартынов, директор Международного института новейших государств (Москва): «Борьба с офшорами у нас – это серьёзная государственная программа, для нас ничего нового в “панамских материалах” нет».

Больнее всего офшорный скандал ударил по Украине, где главным фигурантом стал президент страны. В 2014 году, претендуя на кресло главы государства, владелец банков, фабрик, заводов, медиаресурсов, Пётр Порошенко публично пообещал продать прибыльную кондитерскую империю Roshen. В начале 2016 года Порошенко, опять же публично, заявил, что на время своего президентства передаёт сладкий бизнес в так называемый слепой траст и не может распоряжаться активами. Но по данным расследования, Порошенко защищал свой бизнес, выводя его в офшор на Виргинские острова. Помогали ему в этом юристы из Mossack Fonseca, о чём свидетельствует копия паспорта украинского президента, которая засветилась в архивах.

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга (г. Киев): «Если в случае с Путиным речь идёт о потенциальных схемах, которыми могли воспользоваться люди, близкие к нему, то в случае с Порошенко тут вполне конкретные обвинения в том, чем человек занимается в то самое время, когда выполняет служебные обязанности, когда страна фактически находится в состоянии войны».

В свою очередь Пётр Порошенко уже заявил, что не собирался скрывать доходы, а лишь хотел создать на Виргинских островах некую новую структуру, через которую третья компания, а именно банк Ротшильдов, мог бы управлять Roshen. Мол, сделать это в рамках украинского законодательного поля невозможно. Одновременно президент анонсировал борьбу с офшорными схемами. Но пока это не спасло Порошенко от обвинений в прямом нарушении Конституции, по которой нельзя совмещать государственную и бизнес-деятельность.

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга (г. Киев): «Это Лукашенко или Путин могут себе позволить этим не заниматься. Порошенко не мог, это представитель крупного бизнеса, это олигарх».

Накануне украинские журналисты сообщили ещё о пяти офшорных фирмах, связанных с Порошенко. При этом Национальное антикоррупционное бюро Украины не может по закону начать расследование против президента, а в Генеральной прокуратуре заявили, что состава преступления в действиях Петра Порошенко не видят. Пока лишь Верховная рада инициирует создание парламентской следственной комиссии. Но дело могут спустить на тормозах. Ведь в панамских архивах, кроме Порошенко, идёт речь ещё о 19 влиятельных украинцах.

Александра Решмедилова, политолог Международного информационно-аналитического центра (г. Киев): «Очень сильный имиджевый удар не только непосредственно для президента, но и для всей страны».

В архиве упоминается король Саудовской Аравии Азиз Аль Сауд, звезда аргентинского футбола Леонель Месси, глава УЕФА Мишель Платини и многие другие VIP-персоны. Mossack Fonseca не признаёт подлинность рассекреченных документов, а действия журналистов считает преступлением. При этом прокуратура Панамы уже заявила, что проверит деятельность компании, а также будет сотрудничать с международным следствием.

Офшорные разоблачения странным образом не коснулись лишь США. По из одной версий, американский крупный бизнес просто не работает с Панамой и Виргинскими островами, а прячет счета в других укромных уголках планеты. По другой версии, тот самый Международный консорциум журналистов-расследователей финансируется как раз правительством США и Фондом Джорджа Сороса, а потому будут раскрыты не далеко все сведения.

В одном эксперты сходятся: пока есть мультимиллионеры и теневой бизнес, офшорные схемы будут возможны, сколько их не запрещай. А пользоваться ими или нет – вопрос личного выбора и политической ответственности.

Подписывайтесь на нас в Telegram