В Пинске восстановили имена героев: там нашли засекреченные документы, по которым удалось установить места захоронения солдат. Чтобы увидеть могилы родственников, многие семьи преодолели тысячи километров.
Эти люди друг другу абсолютно чужие – одна семья из Грузии, вторая – из России. Но здесь, на белорусской земле, их объединяют похожие чувства. Александр Кавелашвили бросил все дела и преодолел более двух тысяч километров, чтобы увидеть могилу родного дяди. О том, как он погиб и где похоронен, семья не знала долгие 70 лет.
Александр смотрит по сторонам и не может сдержать волнения, пытаясь запомнить город, который защищал и за который погиб его родной человек. Последнее письмо от Ушанги пришло из Пинска: в нём двадцатилетний парень радовался, что скоро война закончится и он вернётся домой.
Александр Кавелашвили: «Село Патрикети – маленькое село. Там всего лишь 300 семей живёт. На фронт ушли 350 человек, не вернулись – 160. А из семьи Годуадзе 42 человека ушли и ни один не вернулся...»
Не дождались в селе Патрикети и Ушанги Годуадзе: официально он пропал без вести. Это уже сегодня его племянник узнает, что в боях за белорусский Пинск старший сержант был тяжело ранен осколком мины и через несколько дней умер в госпитале. Всё это удалось выяснить на сайте электронной базы данных «Мемориал», где хранятся рассекреченные советские документы. Информацию сверили с местными архивами и установили, что в 1946 году останки были перезахоронены в братской могиле на пинской набережной.
Юрий Бушик, заведующий сектором идеологической работы и по делам молодёжи Пинского горисполкома: «Единственное – фамилия не была должным образом увековечена. И поэтому утеряна. Благодаря нашей поисковой работе, которую мы проводили на протяжении двух лет, удалось восстановить историческую справедливость и нанести к 70-летию Победы имя старшего сержанта на его законное место на мемориальной плите».
Всего на мемориальной плите появилось 76 новых имен. Отыскали и родственников защитников. Елена Щипкова приехала из Пемзы. Её семья уже давно потеряла надежду найти могилу погибшего брата.
Елена Щипкова: «Счастливый для меня случай, когда в один день позвонили в дверь квартиры и спросили: “Щипков Сергей Владимирович?”. Я говорю: да, это наш. Для меня это очень важно, и я просто себе нарисовало картину, как это всё происходило… Я не могу, жалко…»
9 мая почтить память защитников пришли тысячи людей. В пинской братской могиле захоронены представители восьми стран. Во время Второй мировой, защищая Беларусь, погибли более 14 000 грузин. И становится ясно – у Освободителя нашей страны – многонациональный образ.
Александр Кавелашвили: «Несмотря на то, что мы сейчас живём в разных государствах, у грузинского, белорусского, русского, украинского народа есть много общего: и горя, и счастья. Эту любовь и чувства никакие границы не сотрут».
Уже вечером, когда церемониальная площадь опустеет, Александр Кавелашвили принесёт на братскую могилу землю из родного Патрикети. И вернётся в Грузию – в тот же дом, откуда 70 лет назад ушёл на фронт его дядя.
Подписывайтесь на нас в Telegram