Итоги рабочей поездки Александра Лукашенко в Дзержинский район

688

Президент совершил рабочую поездку в Дзержинский район, где разговор шёл с прицелом на сельское хозяйство. Полевые работы из-за погоды задерживаются – это один из основных вопросов, но не единственный. Важно не только засеять, но потом собрать, сохранить и выгодно продать. В повестке – и строительство траншей для хранения кормов, и реализация программы по возведению молочно-товарных ферм, и экспорт, и проблемы, которые возникают и требуют немедленного решения. В частности, в отношениях с нашим главным партнёром – Россией. Показали Александру Лукашенко и нетрадиционные для Беларуси производства – по выпуску чёрной икры. И мест, которые посетил Президент, и вопросов, которые удалось обсудить, было много.

Уже 30 марта, а на полях пока лежит снег, и температура воздуха чуть выше ноля. Разумеется, начинать в таких условиях весенне-полевые работы никто не намерен, но готовность №1 уже объявлена. Техника отремонтирована, горючее закуплено, удобрения ждут своего часа вблизи полей. С этой темы Александр Лукашенко начал рабочую поездку в Дзержинский район. По словам губернатора Минской области, регион готов к старту. Сроки, очевидно, будут сжаты, но ресурсов достаточно, чтобы наверстать упущенные дни.

Ещё одна горячая тема – молочные разногласия с Россией. С 31 марта Москва закрыла доступ на свой рынок для трёх предприятий. Под санкции попала продукция «Здравушки-милк», компании «Молоко» из Шумилино, Щучинского маслосырзавода. Белорусские предприятия открыты для российских инспекторов. Те приезжают, удивляются порядку и технологиям, но официально снимать запреты не спешат. И наш Президент, конечно, отреагировал на такие недружественные шаги.

Искать новые рынки и одновременно наращивать производство – ключевые поручения аграриям. Всего же в Беларуси должно быть построено 1200 молочно-товарных комплексов. Примерно 1100 уже готовы. Президент нацеливает аграриев оперативно завершить госпрограмму. В ускоренном темпе предстоит строить и траншеи для хранения кормов – их необходимо 1700. Вопрос предстоит закрыть до начала уборки кукурузы.

Молочное скотоводство –  эффективная отрасль АПК. Рентабельность молока в прошлом году составила почти 19%. Предприятие «Фалько-Агро» – один из лидеров в его производстве. На этой ферме с одной коровы получают больше 10 тысяч литров молока, то есть 26 литров в день. Другие к этому пока стремятся. Министр сельского хозяйства часто направляет сюда других производителей – посмотреть и поучиться.

Директор предприятия рассказал некоторые секреты таких высоких удоев: грамотные кадры, внутренняя селекция поголовья, кропотливая работа с кормовой базой. Но всё это могут позволить крепкие игроки агросферы. Средней руки хозяйству в своё время помог гигант – «Агрокомбинат «Дзержинский».

Президенту показали весь производственный цикл в деталях. Например, по номеру здесь могут рассказать всю биографию бурёнки.

В лаборатории щепетильно отслеживают качество продукта. Здесь молоко на 100% экстра-класса. И какие здесь могут быть претензии к качеству?

Ещё одно неожиданное ноу-хау. Навоз, что остаётся от коров, также идёт в дело. Фильтрационно-сушильная установка разделяет жидкую и твёрдую субстанции. Первая идёт на поля в качестве органики. Вторая под действием бактерий нагревается и стерилизуется – получается чистая подстилка для коров. Животные содержатся в тепле, защищены от бактерий, сохраняют иммунитет и здоровье. Кстати, запаха у неё также нет. Технологию, кстати, подсмотрели в Германии. Впрочем, сегодня технологиями и подходом к делу сами могут удивить немецких аграриев. Стоит такой проект 7 миллионов долларов. Дело стоящее, его можно и необходимо тиражировать, резюмировал Президент.

Помимо «белой классики» («молочка» – наш главный экспортный продукт), сегодня уделили внимание и «чёрной экзотике». Икра поставляется для сети фешенебельных гостиниц Азербайджана, её используют повара мишленовских ресторанов Европы, она же побеждает в дегустационных конкурсах, где бренды утрачивают значение (как и влияние корпораций), а правят только вкус и качество. Когда судьи узнают, что этот люксовый деликатес из Беларуси, искренне удивляются. Разведение осетров – это один из активов частной группы компаний. Её основные интересы – в сфере производства стройматериалов и строительстве. Агронаправление, пусть и довольно необычное для Беларуси, позволило разнообразить инвестиционный портфель, когда основной сегмент перестал расти.

Всё достигается высокой степенью технологичности. Производство хирургически стерильное. Главное – многоступенчатая система очистки воды. Фильтры убирают сначала механические элементы, затем биологические, завершают дело особые бактерии, которые разлагают азотную группу и фосфаты, то есть продукты жизнедеятельности рыбы. Кристально чистую воду насыщают озоном. Богатое протеином питание и полумрак. Всё это в комплексе создаёт идеальные условия для царской рыбы. Некоторым особенно ценным экземплярам даже дают имена, ведь это штучный товар.

Здесь плавают около 400 осетров. Как видно, у каждой особи – индивидуальный чип. Это своеобразный паспорт с информацией, где указан возраст рыбы, чем её кормили, когда следует пройти медицинские процедуры. Рыбе время от времени делают процедуру УЗИ, чтобы поймать момент, когда икра максимально богата питательными веществами, но рыба ещё не перешла в стадию нереста.

Минская область задаёт тон в производстве ценных пород рыбы. Если в 2015-м получили лишь 6,5 тонны лососевых, но в прошлом – уже под 40 тонн. В сегменте осетровых динамика, конечно, не такая впечатляющая, но рост также есть. Правительство намерено разработать целевую программу, чтобы производить 2-3 тонны чёрной икры ежегодно. Речь и о том, чтобы подобрать для этого водоёмы. Президент предупредил, что при передаче в аренду озёр для разведения и ловли рыбы нельзя забывать об интересах местных жителей.

Александра Лукашенко поблагодарили и за формирование общенационального бренда при экспорте продуктов. Это натуральность, на которую ставку сделали и на этом предприятии. Не секрет, что за рубежом ценят то, что мы сохранили те самые ГОСТы в производстве, скажем, колбас, сметаны или творога. Оказалось, что это работает в люксовом сегменте среди тех, кто не привык экономить на качестве. Работает не только в постсоветских странах. В этом продукте расстояние не играет большой роли, ведь точечные продажи можно вести по всему миру. 

Подробности – в видеосюжете