Накануне журналисты до последнего ждали итогов затянувшихся переговоров в Сочи, а доморощенные эксперты потихоньку пытались вбрасывать в Интернет заметки об отсутствии результата.
Но, в конце концов, город на черноморском побережье всё же уступил статус ньюсмейкера белорусской столице, где сегодня во Дворце Независимости Александр Лукашенко обстоятельно подвёл итоги рабочей поездки.
К переговорам в Сочи интерес предсказуемо был повышенным. Ведь речь шла и о будущем интеграционных объединений на постсоветском пространстве, обсуждались важные геополитические вопросы. ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, украинская тематика, но всё же ключевыми были белорусско-российские проблемы, которые перешли в статус хронических и потребовали своего рода политико-экономического консилиума, чтобы, наконец, найти общее решение.
Правительства предлагали разные варианты, однако найти общий язык президентам удалось наедине – час за часом они скрупулёзно шли от одного вопроса к другому, будто сбрасывая уже поросшие мхом камни с двухсторонних отношений. Пожалуй, самый внушительный валун мешал поставкам белорусских продуктов на российский рынок. Словосочетания «молочные» и «мясные войны» уже превратились в журналистские штампы, а, как правило, необоснованные нападки на белорусские предприятия, не могли остановить ни договоры Союзного государства, ни соглашения Евразийского экономического союза.
Ещё одна болевая точка – нефтегазовая сфера. Россия отменяет вывозные пошлины и перекладывает эту нагрузку на добытчиков углеводородов. В итоге чёрное золото для Беларуси автоматически дорожает – не будет разницы, где покупать нефть: у России или в любой другой стране. Возникает вопрос, какие выгоды Беларусь получит от единого таможенного и экономического пространства, если априори не сможет конкурировать. Минску не нужны финансовые подачки – мы требуем лишь равных условий. Ведь договаривались.
Забегая вперёд, нужно отметить, что уже после совещания по инициативе российской стороны Александр Лукашенко и Владимир Путин дополнительно обсудили ключевые проблемы по телефону. Вопрос о поступлении в белорусский бюджет средств от таможенных пошлин за сырую нефть и о расчётах Беларуси с «Газпромом» за природный газ окончательно решён.
В Сочи обсудили и целый блок финансовых проблем. Несколько лет назад договорились о выделении Беларуси кредитных ресурсов Евразийского фонда стабилизации и развития. Речь шла о $2 млрд. В итоге наша страна получила пять траншей на один миллиард 600 миллионов, но сроки по шестому и седьмому постоянно смещались.
Кроме того, в Сочи шла речь и об отсрочке возврата кредита на Белорусскую атомную станцию. Десятую часть АЭС белорусы строят за свои деньги, а на остальное Москва открыла кредитную линию в десять миллиардов долларов до 2035 года. Позиция Минска логичная – российская сторона станцию построить вовремя не смогла, а значит, и деньги нужно возвращать позже, при том под актуальные, а точнее, адекватные проценты.
Ещё один камень преткновения, который должен быть сдвинут после сочинских переговоров, мешает иностранцам, движущимся транзитом через Беларусь, пересекать границу с Россией. Силовики Союзного государства ввели паспортный контроль в одностороннем порядке и не пропускают даже путешественников с российскими визами.
Не создавать барьеры, а работать вместе – вот главный смысл союзнических отношений. Во взаимных поставках сырья, деталей, комплектующих сегодня участвуют около 30 тысяч предприятий Беларуси и России. А это миллионы рабочих мест. Только на Минский тракторный завод работают 150 российских смежников. В этих условиях искусственная конкуренция – удар и по собственной экономике.
Также в Сочи говорили о неравных условиях хозяйствования. Например, утилизационном сборе. Допустим, белорусы открывают совместное предприятие в Брянске, Череповце или любом другом российском городе, набирают на работу россиян, выпускают там тракторы или комбайны, но утилизационный сбор такому заводу не компенсируют и стоимость продукции растёт со всеми вытекающими.
Итоги сочинских переговоров сложно переоценить. Для отношений Беларуси и России их можно назвать исторической точкой роста, но, конечно, при условии, если все договорённости будут выполнены. Причём их нельзя рассматривать как помощь или финансовую поддержку Минску – это лишь выполнение ранее взятых на себя обязательств или по-простому игра на равных.
Как бы то ни было, вряд ли удастся мгновенно снять все проблемные вопросы, но буквально по каждому есть принципиальное согласие президентов. Уже через неделю Александр Лукашенко и Владимир Путин встретятся на полях саммита СНГ в Душанбе, а 12 октября вновь увидятся на Форуме регионов в Могилёве.
Подписывайтесь на нас в Telegram