Историческая речь Александра Лукашенко на СВМДА, и что ответил Президент на самый каверзный вопрос NBC

Историческая речь Александра Лукашенко на СВМДА, и что ответил Президент на самый каверзный вопрос NBC

Астана, конечно, город красивейший. Особенно на расстоянии… Все же за трещинки на свежих зданиях, иногда разбитые окна напротив резиденции и не всегда ровную, хоть и дорогую, плитку в Беларуси Лукашенко головы бы некоторым открутил. Но не об этом. В столице Казахстана всю неделю были то госвизиты, то форумы с россыпью мировых лидеров. И – парадом сотрудников служб безопасности.


За кадром (потому что зачем заставлять бойцов нервничать направленными в них телекамерами?) – их искренние теплые рукопожатия и объятия. Охранники из разных стран за годы работы сдружились. А не виделись давно, все же пандемийные ограничения сковывали не только охраняемых лиц. Да и журналисты соскучились по таким кадрам.

Первые две буквы аббревиатуры организации под названием Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии совпадают с топ-темой СВО, но все же это СВМДА. Союз для Минска не такой известный (может, пока?), но проблемы-то у стран по всему миру плюс-минус схожие. А поставщик проблем так и вовсе един.

Но то, что поставщик проблем един (в смысле, политика стран коллективного Запада консолидирована), – это их плюс. Дружить туда зовут только на условиях главного коллективизатора – то есть США. Та же Турция стремится в мировые лидеры очень давно, и вроде как может и имеет право – но не пускают.

Формироваться это начало, когда пал двуполярный американо-советский мир. Однополярный мир и его однополятор обещал быть планетарным полицейским, но стал скорее шерифом, которого, как известно, проблемы индейцев не сильно волнуют. Причем Вашингтон не только сам единолично определяет, кто в мире индеец, а кто может называть себя «демократической страной», но и проблемы индейцам создает тоже он. И с этим определенно нужно что-то делать – всем вместе.

И вот здесь – особая роль Александра Лукашенко. Давайте прямо: любой президент любой суверенной страны в любом международном союзе отстаивает свои интересы, и это не только нормально, но и правильно. Интересы Беларуси давно сформированы, стратегические партнеры у нас – Россия и Китай, как и мы для них… И все больше наш Президент становится тем, кто предлагает векторы развития всей планеты – лишь бы те, кому предлагают, прислушивались,

И есть конкретный пример – некоторых участников саммитов Александр Лукашенко и лично, и публично предупреждал: вас будут качать. Те обижались за советы, а затем успешно зевали те самые бунты у себя в стране. Тут Александр Григорьевич мог бы сказать любимую фразу автора этого репортажа «а я же говорил!», но он снова дает совет – уже региональный. Лишь бы те, кому предлагают, прислушивались,

А вот после совещания, после которого в странах Азии повысится взаимодействие и примутся меры доверия, белорусский Президент провел ряд двусторонних встреч. С кем-то чуть официальнее, с иными – коротко, но предметно. И вот как раз здесь Александр Лукашенко занимался именно отстаиванием строго национальных белорусских интересов.

Второй день астанинских форумов прошел под вывеской Саммита СНГ, и уже более знакомые и журналистам коллеги из разных, но таких своих стран, говорили: «А Лукашенко-то отлично выглядит, в хорошей физической форме!» Белорусский Президент этого не слышал, но как знал – единственный из лидеров создал операторам контент.

В хорошей форме Президент и потому, что то, что грозит всем странам бывшего СССР, то есть давление, бунты и попытки госпереворота, Лукашенко уже успешно пережил в 2020-м. И вообще по теме противостояния Западу всем странам есть резон прислушиваться именно к нашему лидеру и географический: мы ближе всех к ним, поэтому мы всегда будем первой целью, и у Минска всегда будет больше опыта.

Но вернемся к теме единого врага, который действительно един – а едины ли мы? Да, в СССР было не все идеально, да, во многих странах без и после СССР стало лучше – ну, или есть этого видимость. Но стали ли мы сильнее в противостоянии с Западом?

Не будь затянувшегося конфликта Азербайджана и Армении, не вспыхивай иногда противоречия на границе Кыргызстана и Таджикистана, не упусти мы в 2009 году Грузию, вышедшую из СНГ, – были бы сильнее. Об этом открыто говорит Александр Лукашенко.

И пусть названия стран, чья поддержка ощущается не в полной мере, говорить вслух на таких форумах не принято – хорошо, что есть контекст.

Говорили ли на форумах о том, что сейчас волнует людей, как минимум – не территории СНГ, больше всего, то есть – об Украине? Публично – мало и вскользь, в закрытом формате без прессы – наверняка обсуждали. Коллеги из других стран отсутствию громких заголовков расстраивались – и искали Лукашенко. Который готов и пояснить, что за меры приняты в Беларуси, и рассказать про совместную группировку войск Союзного государства, развернутую в Беларуси.

А вот на NBC договорились об интервью заранее. Но традиционно для звездно-полосатых вопросов – на почти все уже не единожды отвечал Лукашенко, но все равно спрашивали, «подключится ли к СВО Минск?». NBCишников наш Президент интересовал еще и как друг Путина, который американцам сейчас, само собой, ничего не скажет.

Но по Украине позиции Лукашенко и Путина схожие – надеемся, этот фрагмент интервью в эфире NBC остался.

После саммитов же и двусторонних переговоров в Астане у журналистов уже белорусских осталось двойственное ощущение. С одной стороны, мы как страна на передовой в борьбе с Западом – не одни, с другой стороны – над полным союзничеством всем еще работать и работать. Лишь бы все слышали рациональные советы. С этого и начинаются и взаимодействие, и доверие, что прописаны в СВМДА.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Игорь Тур