Политику часто называют игрой. Одна из новых её разновидностей имеет название Brexit. По звучанию ассоциируется со словом «тетрис». Но принцип здесь обратный: не для частей найти место в целом, а единое разделить на части, чтобы потери – а они неизбежны – были наименьшими. Есть несколько вариантов развития событий. Например, жёсткий сценарий, по некоторым оценкам, способен погрузить британскую экономику в хаос.
Радостных возгласов по поводу выхода Британии из ЕС сегодня вообще не слышно. Европейские лидеры по-прежнему настаивают, что сильнее Евросоюз от этого не станет, как и сама Британия в первые годы своей новой независимости. Раскол и в британском обществе, и в её политических структурах оказался так велик, что сегодня вообще трудно делать прогнозы.
Выходить надо. 52% против 48% – так люди решили на референдуме в 2016 году. Избирателей нельзя обманывать, настаивает команда Мэй. Их обманули недобросовестные политики, пообещав в банальной борьбе за партийное лидерство референдум и выход из Евросоюза, надеясь на то, что за него не проголосуют, утверждают оппоненты премьер-министра и не хотят поддерживать сделку с ЕС. Лейбористы настаивают, что кабинет Мэй подводит страну к пропасти.
Джереми Корбин, лидер Лейбористской партии: «Это самая хаотичная и беспорядочная политика правительства в современной британской истории. Авторитет премьер-министра утрачен. Кабинет распадается на фракции. Мы столкнулись с беспрецедентной ситуацией: премьер-министр привела нас к национальному кризису».
Тереза Мэй сама в шаге от пропасти. На этой неделе она пережила вотум недоверия, который ей объявили однопартийцы-консерваторы, а при голосовании (200 – за неё, а 117 – против) вновь оставили в кресле премьера. Её продолжают критиковать в ЕС за то, что в Брюсселе она договаривается, но не может гарантировать выполнение сделки. Мэй категорически отвергает повторный референдум, который ей активно навязывают и внутри страны, и за её пределами.
Тереза Мэй, премьер-министр Великобритании: «Новый референдум нанесёт непоправимый ущерб целостности нашей политики, потому что он скажет миллионам, которые верят в демократию, что наша демократия не приносит результатов. Он не продвинет нас дальше. Он ещё больше расколет нашу страну в тот самый момент, когда мы должны работать над её объединением».
Но как объединять страну, кажется, никто не знает. Парламент голосовать за сделку не хочет, а другой сделки не будет. Лидеры стран ЕС непреклонны.
Себастьян Курц, федеральный канцлер Австрии: «Мы не готовы пересматривать соглашение о выходе, которое мы обсуждаем полтора года. Мы разъяснили это Соединённому Королевству. Я надеюсь, что Тереза Мэй всё же убедит коллег не доводить до жёсткого Brexit, который в первую очередь будет проблемой для самой Британии».
Британия – пятая экономика мира. Одна из главных статей экспорта – финансы. Это главные европейские биржи, управление операциями крупнейших компаний Европы... Жёсткий выход может обвалить фондовые рынки, парализовать движение капиталов и ударить по еврозоне, уверены аналитики.
Бруно Макаес, бизнес-стратег: «Большая часть финансовых операций происходит в Лондоне. Ежедневно. Если дойдёт до выхода без соглашения, я думаю, что весь ЕС почувствует финансовый удар».
Жан-Клод Юнкер, председатель Европейской комиссии: «Риски беспорядочного выхода Великобритании из Евросоюза очевидны. Это была бы абсолютная катастрофа, поэтому комиссия пытается предотвратить такой сценарий, но для достойного танго нужны двое».
Пока эти двое, говоря о любви, готовятся к жёсткому разводу. Еврокомиссия на этой неделе опубликовала список экстренных мер на случай отсутствия соглашения, а в Лондоне призывают частные компании уже сейчас думать, как им перестраивать свою работу в новых условиях.
Финальные дебаты по сделке развернутся в британском парламенте сразу после рождественских каникул. Но очевидно, что кулуарная борьба в британских коридорах власти будет продолжаться. Окончательное голосование за соглашение, выработанное британским премьером и лидерами стран ЕС, намечено на 14 января. Однако ситуация такова, что даже эта дата может стать неокончательной. Очевидно, что Британия погрузилась в глубочайший политический кризис, а это оставляет в неопределённости весь Европейский союз.
Подписывайтесь на нас в Telegram