И корабль плывёт

517

Завод «БелДжи» – не единственный на уходящей неделе пример экономического сотрудничества Беларуси и Китая. Вслед за контрактом на поставку калийной соли в Индию была достигнута договорённость о продаже белорусских удобрений и в КНР.

Индусы будут покупать отечественный хлорид калия по 227 долларов за тонну, китайцы – по 219. Да, это заметно ниже, чем в прошлом году, но такова конъюнктура рынка, и до конца года мы эти условия зафиксировали. Ещё один довод в пользу построения экономики знаний, а не сырья.

Сразу после подписания контракта в порту Клайпеды началась отгрузка товара в Поднебесную.

В шествии в центре Клайпеды – представители около 100 компаний, для которых источник дохода – море. Этот литовский порт – один из крупнейших на Балтике, отсюда каждый день отправляют тонны грузов на все континенты. И каждый год конкуренты соревнование по скорости отгрузки меняют на этот парад достижений.

Праздник моря в литовской Клайпеде можно сравнить с Днём шахтёра в белорусском Солигорске. Оба города завязаны на региональном бизнесе, с которым так или иначе связана жизнь чуть ли не каждого жителя. Да и проводить параллели между Клайпедским портом и рудниками «Беларуськалия» можно и потому, что эти предприятия работают в связке 20 лет.

В 90-е именно из Клайпеды начал экспортировать удобрения «Беларуськалий». По океану груз доставляется не так быстро, как по железной дороге, но гораздо дешевле. Первый контракт Солигорск заключил с литовской Bega: стивидорная компания – от английского stevedore, «разгружать» – принимала соль и заполняла ею корабли. Тогда, вспоминает генеральный директор Алоизас Кузмарскис, это были небольшие партии.

Алоизас Кузмарскис, генеральный директор стивидорной компании Bega (Литва): «1996 год, было отгружено первое судно белорусской калийных удобрений на экспорт через Клайпедский порт. Это как раз сделала компания Bega. Первое судно – три тысячи тонн красных калийных удобрений, калий-хлор. И потом каждую неделю судно с удобрениям отгружалось. Эти маленькие партии выходили на скандинавский рынок».

И с каждым годом объёмы росли. Поэтому в 2013-м солигорский трейдер – «Белорусская калийная компания» – за 30 млн долларов выкупил 30% акций Birių krovinių terminalas. То есть «Беларуськалий» стал загружать корабли в Клайпеде со своего специализированного терминала. Это и быстрее, и дешевле.

Генеральный директор Birių krovinių terminalas – сокращённо BKT – признаётся: главное преимущество этой сделки – даже не прибыль. У «Беларуськалия» появилась экспортная независимость. А выручка позволяет расширяться и дальше – в планах это есть.

Видмантас Дамбраускас, генеральный директор Birių krovinių terminalas (Литва): «Мы намерены создать такую систему, чтобы завод мог спокойно произвести и отправить в Клайпеду. А потом со склада в Клайпеде продавать. Вот конкретно мы стоим на причале, где за год будет реконструкция, будет углублен причал, новый склад будет. Это полностью обеспечит производственные мощности «Беларуськалия».

Сейчас здесь загружают корабли в Китай – «Беларуськалий» подписал контракт на миллион 300 тысяч тонн удобрений. И о том, насколько важен Солигорск для всего порта, говорит такой факт: Китай в этом году определился с поставщиком позже обычного. Пока думали – на 17% просела вся отправка сыпучих грузов из Клайпеды.

Артурас Друнгилас, директор по маркетингу и общим вопросам Клайпедского государственного морского порта: «Наши белорусские партнёры – самые важные на восточной стороне. Их объём – около 35% от всего грузооборота. В прошлом году было перегружено 13 млн 200 тысяч тонн белорусских грузов».

И в администрации важным клиентом считают не только «Беларуськалий». Вся отечественная нефтянка, «Гродно Азот», металлургический завод тоже экспортируют из Клайпеды. Со многими работает KLASCO – самая большая стивидорная компания в порту. Здесь говорят: белорусы – партнёры надёжные.

Аудрюс Паужа, генеральный директор стивидорной компании KLASCO (Литва): «Мы знаем, что за выполненные услуги получим оплату, есть строгая монетарная политика как с белорусской, так и с нашей стороны. И каких-то задолженностей или разногласий нет, друг другу помогаем и работаем».

Надёжность – этим словом белорусских партнёров характеризует литовский бизнес в любом городе. И официальный Вильнюс заинтересован не только в туристах из Минска. К тому же, здесь есть предприятие, которым в 2016-м в Беларуси интересовались больше, чем Клайпедским портом.

Литовский монетный двор чеканил первые в истории Беларуси металлические деньги. Было это, правда, в 2009-м, но сейчас в Вильнюсе готовятся отправить в Минск коллекционные наборы монет. Каждая партия выборочно проверяется на этом аппарате – изучают вес, состав и прочность. И директор Саулюс Вайтекунас, глядя на нашумевшую в байнете фотографию расколовшегося двухрублёвика, успокаивает: это небольшие издержки массового производства.

Саулюс Вайтекунас, директор Литовского монетного двора: «Ну, это или нарочно выбранная, это возможно сделать, молотком, допустим. Или просто какая-то ошибка при массовом производстве могла быть. Во внутреннюю часть монеты входит металл из кольца. И она просто как замок закрывается. И может быть, были какие-то вещества, которые туда попали, и она хорошо не закрылась. Это просто может быть единичный случай».

Кстати, белорусские монеты и новые банкноты уже появились в Музее денег Банка Литвы – одном из самых больших во всей Европе.

Одно движение ящика или клик по монитору – и на экран выводится информация о Беларуси. И здесь, среди бесконечного количества монет и банкнот со всего мира, говорят: привыкнуть к новой валюте несложно. Ведь Литва привыкла к евро, а это вообще – другая система эмиссии.

Дангуоле Ляугминьене, главный специалист департамента наличных денег Банка Литвы: «Мы не можем чеканить монеты и производить монеты столько, сколько мы захотим. Это всё считается, это всё координируется Европейским центральным банком. Сколько мы в год, например, будем чеканить евромонет, сколько будем производить евробанкнот и какого номинала».

В том числе с переходом на евро Банк Литвы – аналог нашего Национального банка – связывает снижение товарооборота с Беларусью. Новые деньги, новые условия и, по сути, новая экономика – Минск действительно немного выпал из поля зрения Вильнюса. Но обоюдное желание вернуть отношения на высокий уровень есть.

Гина Яугилавичене, директор департамента инвестиций и экспорта Министерства экономики Литвы: «Главное – сделать более интенсивными отношения между конкретными предприятиями Беларуси и Литвы в перспективных сферах. Речь идёт о логистике, продовольственной сфере, металлообработке, химической промышленности, медицине и туризме. Именно эти сферы могут дать ощутимый рост товарообороту уже до конца этого года».

И для Литвы, которая 12 лет назад вступила в Евросоюз, Беларусь – это мост на ещё один мультирынок. Вильнюс понимает – местные предприятия получат огромную выгоду от прямого выхода на Евразийский союз.

За последние несколько лет Литва ощутимо изменилась. Стали больше внимания уделять инвестициям и бизнесу – соответствующим образом меняется и облик литовских городов. Основной вектор интересов официального Вильнюса направлен, конечно, на Запад. Это и понятно, учитывая колоссальные возможности рынка Евросоюза. Но Минск – партнёр исторический. А значит – приоритетный.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Корреспонденты:
Игорь Тур
Операторы:
Дмитрий Буй
География:
Литва