Укрепление информационной безопасности не отменяет необходимости борьбы с иными угрозами, которые существуют в современном мире. Одна из самых серьёзных для любого государства – коррупция. Подходы по искоренению этого зла в нашей стране известны. И практика говорит о том, что от ответственности перед законом высокие чины не спасают.
На уходящей неделе стало известно о задержании председателя комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома во время получения взятки в размере 4 000 долларов. Операцию провели сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД. Эта структура готовится отметить 28 лет со дня основания. И за это время счёт громким делам идёт на тысячи.
Про них можно снять добротный криминальный сериал сезона на три. Преступная группа из 11 цыган своим «риелторством» занималась три года (с 2015 года по 2018-й). У этой так называемой саги 100 эпизодов. Пока что. Среди жертв есть одинокие и асоциальные, но все были с недвижимостью. Сведения о них преступники получали из ЖЭСовских списков должников по коммуналке. Их уговаривали переехать в апартаменты попроще, взамен обещали погашение долгов. Конечно, в финале не было ни того, ни другого. Наверное, хэппи-эндом можно считать только то, что мошенники попали в поле зрения следователей Главного управления по борьбе с оргпреступностью и коррупцией.
Юрий Ткачук, заместитель начальника отдела Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД: «В последующем эти граждане выселялись из жилища. У них забирались паспорта, документы. Некоторые из-за отсутствия средств к существованию потом работали прислугой в цыганских семьях. Также они организовывали фиктивные браки. Имеется информация, что некоторые граждане после заключения браков умирали».
Ближе к концу недели новый поворот сюжета – задержан официальный представитель национальности рома в городе Гомеле. Он также может быть причастен к нескольким эпизодам. Возбуждены сразу два дела по факту мошенничества. Дом казённый с решётками крепкими может стать родным на срок от 3 до 10 лет.
Эта оргпреступность не идёт ни в какое сравнение с той, что была в 1990-х. В те годы развивалась она почти с той же скоростью, что и рыночные отношения. Было создано ГУБОП – Главное управление по борьбе с организованной преступностью. Сюда были приглашены самые эффективные сотрудники МВД. Владимир Тихиня был в числе тех, кто прошёл здесь боевое крещение лихолетьем.
Владимир Тихиня, заместитель начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД: «Мы тогда работали, как пожарная команда. За день выезжали на несколько задержаний. Тогда, грубо так скажу, пачками сажали их для того, чтобы сбить именно тот накал, тот натиск, который шёл со стороны криминалитета».
Волна криминала пошла на спад лишь к концу 1990-х. Деньги, нажитые в то время на большой дороге, начали выводить в легальные сферы. Но неотвратимость наказания бывает не только в кино. Здесь говорят, что папки с теми делами давно минувших дней мхом не поросли. По делам, связанным с убийствами, срока давности нет, а значит, есть на что проливать свет.
Владимир Тихиня, заместитель начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД: «Некоторые были у воров в законе водителями, а сейчас считают себя крупными олигархами в Беларуси. Мы работаем в таком направлении, чтобы привлекать к уголовной ответственности легализованных криминальных авторитетов, которые начинали с 1990-х».
Сегодня в управлении работают над тремя сотнями дел, связанными именно с оргпреступностью, но есть и задачи. К примеру, задача на внимательность: в России воров в законе 400, в Украине – около 40, в Польше – порядка 10. Сколько в Беларуси? Ответ: шесть.
Владимир Тихиня, заместитель начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД: «Из шести воров в законе трое находятся в местах лишения свободы. Один находится в розыске (санкция – арест). Кушнеров периодически приезжает. Один освободился. У нас они все под контролем».
Уже после миллениума к аббревиатуре ГУБОП прибавили две буквы – «иК». Речь идёт о коррупции. Попытавшись уйти в легальные схемы, преступный мир стал активно взаимодействовать с государством.
Николай Карпенков, начальник Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД: «Часть денег они используют на подкуп коррумпированных чиновников, правоохранителей. Вот здесь зарождается коррупция. Коррупция – это торговля должностью, торговля возможностями у того должностного лица, которые есть».
Только за прошлый год по линии коррупции возбуждено 328 уголовных дел. Почти 100 человек привлечены к ответственности, 17 из них занимают ответственное положение, девять – входят в кадровый реестр, в том числе целый ряд руководителей исполкомов и предприятий по всей стране. На минувшей неделе задержан главный архитектор Минска.
Николай Карпенков, начальник Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД: «На разработку такого лица у нас уходит в среднем до года. Всё начинается с получения оперативной информации, которая перепроверяется. Позже данная информация докладывается руководству. Если это лицо относится к кадровому реестру и занимает ответственное положение, то докладывается Главе государства».
В некоторых случаях для того, чтобы противодействовать, по-настоящему эффективно правовой базы не хватает, и тогда ГУБОПиК выступает субъектом законодательной инициативы. Среди новаций от ГУБОПиК есть законодательные акты, связанные с борьбой против нацизма и экстремизма. Или, к примеру, статус вора в законе предлагают сделать уголовно наказуемым автоматически, как в Грузии и теперь уже в Российской Федерации. Наше антикоррупционное законодательство, хоть и считается одним из самых совершенных в мире, также нуждается в доработке.
Николай Карпенков, начальник Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД: «Мы предлагаем внести административную ответственность для должностных лиц, которым вменено в должностные обязанности бороться с коррупцией, но они почему-то не замечают данную коррупцию. А если будет административная ответственность, то будет видно, насколько это принципиальный руководитель. В принципе мы будем очищать данные ряды».
Ещё одна из законодательных идей ГУБОПиК касается спорта, а именно футбола. Уголовно наказывать не только за официальные договорные матчи, но и договорные товарищеские встречи, которые проходят на территории другой страны (конечно, если участники – граждане Беларуси). Уже доказано 15 договорных официальных матчей и ещё 29 находятся под подозрением.
Михаил Бедункевич, начальник третьего управления ГУБОПиК МВД: «Нами установлена причастность клубов высшей, первой и даже второй лиг к участию в договорных матчах сезона 2017–2018 годов. У нас есть примеры, когда до 10 футболистов в одном матче были задействованы в обеспечении нужного результата».
Всё вышеперечисленное для нашего общества уже считается скорее исключением, чем правилом. В плане криминала Беларусь называют одной из самых спокойных стран на постсоветском пространстве. Неотвратимость ответственности и равенство всех перед законом – вот те принципы, благодаря которым это стало возможным. Они же лежат в основе работы элиты МВД – Главного управления по борьбе с оргпреступностью и коррупцией.
Подписывайтесь на нас в Telegram