На уходящей неделе Президент пригласил во Дворец Независимости руководство Государственного секретариата Совета Безопасности страны. Однако речь на совещании шла не столько о силовом аспекте обеспечения этой безопасности, сколько о поддержании на должном уровне дисциплины и порядка. Зачастую именно безответственность становится причиной серьёзных экономических и социальных проблем.
Яма, из которой уже не выбраться. Так Валентина называет ситуацию, в которой оказалась их некогда полноценная семья. Лишили родительских прав. Ребёнка забрали. В доме тотальная антисанитария. Пустые бутылки, горы мусора, разбитые окна, сам дом больше похож на заброшенную хижину. По стопам родителей пошла и старшая дочь. Её тоже лишили родительских прав, пятеро детей сейчас находятся в детском доме. Ни до сына, ни до внуков 53-летней Валентине дела нет. Живёт одним днём. План с утра – найти деньги на бутылку.
А вот яркий пример семьи, которая сумела выбраться из крепких объятий зелёного змия. Наталье 37 лет, Егору – годик. О том, что им пришлось пережить за прошедшие 12 месяцев, женщина старается не вспоминать. Из-за постоянных пьянок и драк у Виталия и Натальи малыша сначала тоже забрали. Сына вернули сразу после кодировки, как только из жизни молодых родителей навсегда исчез алкоголь. Муж нашёл постоянную работу. Сделали ремонт. Вместе с попойками закончились и семейные ссоры. Тем, кто исправился, верят, но продолжают регулярно проверять.
Наталья Слепцова, старший участковый инспектор по делам несовершеннолетних УВД Железнодорожного района г. Гомеля: «Не столько контроль, сколько поддержка важна. То есть поддержать ещё какой-то период времени данную семью, чтобы они не вернулись к тому, с чего начинали изначально».
Украл, выпил, в тюрьму. Романтическая схема преступника, описанная одним из героев известного фильма, теперь стала гораздо страшнее. Сначала выпил, а потом убил. И никакой романтики. Восемь из десяти убийств в Беларуси происходят в состоянии алкогольного опьянения. И фактически в каждом случае эксперты уверяют: был бы трезвым, то никого бы не трогал. А получается, что и чужую жизнь забрал, и свою поломал.
Новые меры по борьбе с пьянством обсуждали на совещании у Президента. Речь шла и об ограничении доступности алкоголя в торговых сетях. МВД снова настаивает на запрете продажи спиртного после 11 вечера.
Олег Каразей, начальник управления профилактики МВД Беларуси: «Не только в магазине, но и на автозаправочных станциях, которые становятся Меккой для жаждущих».
У ограничения официальной продажи есть обратная сторона – нелегальные точки. Через прозрачную российскую границу контрафактный алкоголь, порой смертельно опасный, идёт тоннами. На совещании признали, что предлагаемых мер мало. Новую стратегию борьбы с пьянством нужно проработать более глубоко и комплексно. Например, как это было с защитой жертв семейного насилия. В 2014 году правоохранительные органы получили долгожданную законодательную базу. Теперь, в случае рукоприкладства, дебоширу запрещают приближаться к пострадавшей, звонить и даже писать в Интернете.
Олег Каразей, начальник управления профилактики МВД Беларуси: «Мы имеем право предписать им покинуть сроком от трёх до 30 суток совместно занимаемое помещение и в 80% случаев применяем именно данную меру. Наша позиция такая: правонарушитель должен искать, где ему переночевать, а не жертва должна с детьми ютиться по убежищам, по кризисным комнатам, которые у нас сейчас есть в каждом районе, думать, как ей организовать свой быт с детьми на руках».
Проблема алкоголизма существует, и замалчивать её никто не собирается. В ходе уборочной кампании часть предписаний касалась пьянства на рабочем месте. Примерную цену халатности и неоправданных экономических потерь во время уборочной назвал Президент.
200 миллионов долларов – чистая прибыль от селекторного совещания 2 августа, вовремя встряхнувшего отрасль по всей вертикали. Теперь важно не сбавлять обороты. Президент призвал силовиков активнее подключаться к наведению порядка во время уборочной.
Такие яблоки можно продать по рублю за кило, но весной они будут стоить в три раза дороже. Однако сбывать урожай приходится в срочном порядке, чтобы успеть до заморозков. В хозяйстве «Ошмянский рассвет» признают, что мечта о прибыльном деле реальность не стала. Семь лет назад первыми в районе здесь взялись выращивать яблоки. Заложили сад, 57 гектаров. Сорта ходовые. За ошмянскими яблоками едут даже из России. Но сохранить урожай не удаётся.
Виктор Климашевский, директор сельхозпредприятия «Ошмянский рассвет»: «Сад заложили, была программа, в этой программе было озвучено строительство плодохранилищ. К сожалению, уже в прошлом году эта проблема обострилась, поскольку программа закончилась. Мы не имеем того плодохранилища, которое позволило бы нам собрать урожай, сохранить его и продать его по достойной цене».
Теперь нужно строить за свои деньги. Цена вопроса – три миллиона рублей. Взять их хозяйству негде. Рассчитаться бы по кредитам за новую ферму. Уже на следующей неделе здесь ждут первых покупателей. Предупреждают: быть со своей тарой, загружать будут прямо на месте. Такая же история и в соседнем Островецком районе, сообщают в Комитете госконтроля. Уже третий год контролёры пытаются достучаться до местных властей. Сохранить каждый килограмм выращенных фруктов и защитить внутренний рынок от ввоза импортных яблок – вопрос стратегический. Но безрезультатно. Теперь намерены выйти на уровень правительства.
Виктор Кондратов, председатель Лидского межрайонного Комитета государственного контроля: «Хранить негде, отдают эту продукцию за бесценок. Комитет госконтроля будет выходить с ходатайством на правительство Республики Беларусь с предложениями всё-таки завершить строительство данных хранилищ в перечисленных районах, чтобы сохранить данную продукцию».
Ещё хуже для экономики, когда произведённый товар, доходит до потребителя за границей, но иностранные партнёры не отдают деньги белорусским предприятиям. Отсрочка платежа – обычный финансовый инструмент оптовой торговли. А складские запасы в торговых домах – это необходимый ассортимент, ведь клиент хочет покупать «здесь и сейчас». Но когда все сроки вышли, а партнёры не спешат платить по счетам – это уже удар по оборотным средствам предприятия. Ведь эти деньги можно было вложить в развитие производства. В случае дебиторской задолженности на «Белшине» речь идёт о миллионах долларов. Сумма меняется каждый день, её на предприятии не называют. Но о масштабах можно судить по другой цифре. За последние полтора года «Белшина» вернула 32 миллиона долларов по просроченным контрактам.
Татьяна Бока, главный бухгалтер предприятия «Белшина»: «Обращаемся в суды, в Генпрокуратуру РБ для принятия мер прокурорского реагирования к субъектам хозяйствования, расположенным в РФ и на территории Грузии».
Как показывает практика, зачастую белорусские экспортёры перед заключением договора не изучают финансовое состояние и платежеспособность партнёров. Главное требование Президента – ни в коем случае не допустить ситуации, когда из-за просрочки платежей люди не могут получить зарплату. Человек, качественно сделавший свою часть работы, не должен страдать из-за нерадивых менеджеров.
Подробности – в видеосюжете
Подписывайтесь на нас в Telegram