Памяти тех, кто перенес ад лагерей, тюрем и гетто. Сегодняшняя дата, 11 апреля, вошла в историю как День освобождения узников фашистских концлагерей. Ровно 77 лет назад восстал Бухенвальд. Он был примером бесчеловечности гитлеровского рейха и стал символом интернационального героизма узников. В нашей стране их более 10 тысяч.
Озаричи, Тростенец, Дрозды, Красный Берег – эти и многие другие места на карте Беларуси в годы Великой Отечественной превратились в жернова смерти. Боль не утихает до сих пор. Становятся известны и новые факты зверств фашистов, которые найдут отражение в уголовном деле по факту геноцида белорусского народа.
Голод, холод и страх. Все они были в разных лагерях, но их детские воспоминания схожи. У Инессы Кулаго – они из немецкого Ганновера. Женщине до сих пор снятся кошмары тех дней. Говорит, тогда не осознавала весь ужас происходящего. В лагере она оказалась вместе с мамой и сестрой.
Инесса Кулаго, бывшая малолетняя узница: «Женщины есть женщины, матери все равно, хоть и немки. Они иногда подходили к проволоке и перебрасывали нам кусочек хлеба или картофелину. Мы, конечно, голодные дети, бежали схватить это. Так там был полицай. С Украины кстати, украинец. Так он растопчет все, нам ничего не оставалось. Конечно, это без слез… Я вот чуть не расплакалась, сдерживаюсь, потому что… ну, сколько ж можно».
А еще прямо на их глазах убивали родных и близких. Методы использовали самые изощренные: вешали, расстреливали, хоронили заживо, сжигали в печах. Одно из таких мест боли и скорби теперь там, где был концентрационный лагерь Тростенец. Сегодня здесь также вспоминали невинно замученных жертв. Отдать дань уважения и благодарности погибшим пришло много молодежи. У каждого о той войне – своя семейная память.
Валерия Василевич: «Мне бабушка моя очень много рассказывала о войне, про узников концлагерей. Мое мнение, нужно помнить, не забывать о подвигах наших людей. О том, что многие люди страдали, попадали в концлагеря, но не сдавались».
Николай Демидков: «У меня прабабушка прошла войну, очень такие трудные моменты были, многое прошла, в концлагерях была также. Я пришел сюда, чтобы почтить ее память и других людей, которые погибли в годы Великой Отечественной войны».
Только через Тростенец в годы войны прошло более двух миллионов человек. Точное число погибших до сих пор неизвестно. Здесь уничтожали не только жителей Беларуси. Эшелонами на погибель сюда везли евреев из Австрии, Чехии, Польши, Словакии, Франции и Германии.
Игорь Марзалюк, председатель постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «В Беларуси геноцид был многослойный. Полному уничтожению подвергались евреи – это Холокост. Мы никогда не отвергали эту трагедию, вместе с тем были геноцидные преступления против и других этнических общностей, имя которому белорусский народ. Сейчас много фактов открывается новых, в том числе если говорить о Тростенце, документы, которые мы получили от ФСБ, показывают, что жертв здесь значительно больше. Более полумиллиона граждан было уничтожено».
Легли цветы сегодня и к мемориальному комплексу «Масюковщина». Здесь, в братских могилах, покоится более 80 тысяч человек. Имена большинства из них до сих пор неизвестны. Но память о них живет в сердцах белорусов.
В Витебске на окраине города поле усыпано крестами. В годы Великой Отечественной здесь располагался лагерь для военнопленных, а потом уже и пересыльный лагерь для гражданских. Расстреляны, замучены, умерли от голода более 80 тысяч человек. Все это своими глазами видел Эдуард Янушковский ему было всего 6, но эти воспоминания не стереть и спустя почти 80 лет.
Эдурд Янушковский, малолетний узник: «Как кормили, как мне немец дал в живот ногой. Это все я помню. Когда я вспоминаю, не хочу вспоминать, начинают слезы лить. Это очень больно».
В памятном месте сегодня прошел митинг. Пришли представители предприятий, общественных организаций, молодежь. В Витебской области чуть более двух тысяч живых свидетелей тех трагических событий. Они сегодня делились своими воспоминаниями.
Евдокия Колосова, бывшая малолетняя узница: «Я о крошке хлеба узнала, приехав в Витебск из лагеря, что такое хлеб. Мы там ели баланду никаких супов, у нас была овощная баланда и какие-то галеты».
Валентина Король, бывшая малолетняя узница: «Со слезами на глазах, конечно, и деткам рассказываешь. Они в таком шоке о нашем действе – это вообще кошмар».
Память советских узников почтили и в Брестской крепости. Там сегодня открылась выставка о лагере Собибор. Восстание там – еще одна яркая страница сопротивления в фашистских лагерях, пример героизма тех, кого не сломили годы плена. Символом непокорности стал советский офицер Александр Печерский. Экспозиция состоит из 20 планшетов с копиями документов и фотографий, в ней около 80 предметов, и все они рассказывают о жизни Печерского, его семье и тех, кто был участником побега из лагеря смерти.
После войны Печерский добивался увековечения памяти восстания и его участников, а также наказания для военных преступников. Сегодня же в Брестской крепости презентовали документальный фильм «Непокоренные» – тоже из фонда Александра Печерского.
Ряды колючей проволоки, сторожевые вышки, специально выдрессированные собаки… Именно так фашисты олицетворяли свой «новый порядок». Более 260 лагерей смерти оккупанты и их пособники развернули именно на территории Беларуси. Установлено, что там уничтожено свыше полутора миллионов человек, но реальное количество жертв значительно больше. На вопрос за что – ответа не будет. Понять, простить и забыть те страшные страницы истории белорусы не смогут. Никогда.
Подписывайтесь на нас в Telegram