Годовщина терактов 11 сентября в США: как изменилась политика Штатов с тех пор?

Видео проигрыватель is loading.
Текущее время 0:00
/
Продолжительность 0:00
Загрузка: 0%
Прогресс: 0%
Тип потока ОНЛАЙН
 
1x

Меркель и Блинкен уже поспешили заявить, что готовы сотрудничать с «Талибаном». Много слов про условия. Но это не важно. Это детали. Ключевое то, что они готовы.

Ангела Меркель, федеральный канцлер Германии: «Сейчас речь идет о том, чтобы попытаться понять, как мы общаемся с талибами. Существует базовое соглашение, что людям будет разрешено выезжать в будущем, если у них есть паспорта и у них есть разрешение от государств, принимающих людей, но нам нужно согласовать эти детали с талибами».

Еще совсем недавно это невозможно было себе представить. Вeдущие европейские политики, канцлер Германии да и сам госсекретарь Соединенных Штатов говорят о поиске вариантов сотрудничества с «Талибаном», организацией, которую они объявили едва ли не главным мировым злом и с которой 20 лет вели непримиримую войну.

Энтони Блинкен, государственный секретарь США: «Траектория отношений "Талибана" с нами и с остальным миром будет зависеть от их действий. Пока "Талибан" взял на себя ряд обязательств публично и в частном порядке, в том числе в отношении свободы передвижения, в отношении борьбы с терроризмом и недопущения использования Афганистана в качестве отправной точки для терроризма, направленного против нас или кого-либо еще».

Такие заявления сбивают с толку не только союзников США по военной коалиции, но и тех афганцев, которые долгие годы свято верили в обещания Вашингтона, что «Талибан» – это главный враг и самих местных жителей, и мирового сообщества и он побежден. Что посеянные по всему Афганистану зерна демократии дают плоды, что страна больше не вернется под контроль исламистов. Но что теперь? Какой у вас план? Главу Госдепа спрашивают эти афганские женщины, которые уехали из Кабула в составе научной делегации пару недель назад, еще до всех событий, теперь не могут вернуться обратно и не понимают, что делать дальше.

«Мы не знаем, что произошло три недели назад, но мы просто знаем, что все напуганы. Но в Афганистане все еще остаются тысячи других студентов. Там есть учителя, тренеры и члены их семей. Они все напуганы. Они не знают, что произойдет в будущем Афганистана. И мы хотели бы попросить вас посмотреть, каков ваш план? Каковы планы правительства США на будущее миллионов детей и женщин в Афганистане?»

Энтони Блинкен, государственный секретарь США: «Мы полны решимости поддерживать вас и помогать вам в переходный период. Мы также полны решимости сделать все возможное, чтобы помочь людям, которые все еще находятся в Афганистане и ищут другое будущее».

Мы будем вас поддерживать, мы будем помогать. Эти обещания нынешней администрации США пока не очень действуют ни на самих афганцев, ни на внешнюю аудиторию, ни на внутреннюю. За провал афганской операции, которую Джо Байден упорно называет успехом, его оппоненты из Республиканской партии заговорили об отстранении президента США от власти.

- Вы настаиваете, что за все случившееся президенту США необходимо объявлять импичмент. Вы все еще так думаете?»

Линдси Грэм, сенатор конгресса США от Республиканской партии:  

- Да, я в этом уверен. Это невыполнение служебных обязанностей – оставить сотни американцев в тылу врага, бросить тысячи афганцев, честно сражавшихся на стороне американцев. Это означает создать условия еще для одного 11 сентября. 

Именно после атак 11 сентября 2001 года США объявят войну международному терроризму, кардинально изменят свою внешнюю и внутреннюю политику и запустят процессы, которые окажут влияние на ход мировой истории. 

7 октября 2001-го президент Джордж Буш-младший, после отказа талибов выдать Усаму Бен Ладена, которого США обвинят в организации крупнейших терактов в истории Америки, отдаст приказ бомбить лагеря Аль-Каиды на территории Афганистана. По сути, это будет означать начало полномасштабной войны в этом регионе. Ее следствием станет легализация любых действий американцев и внутри страны, и за ее пределами. В Штатах принимается патриотический акт, антитеррористический закон, который развязывает руки американским спецслужбам. Начинается тотальная, легальная слежка за любыми субъектами, в том числе и своими гражданами. Во внешней политике появляется так называемая «доктрина Буша», согласно которой США получают право вести превентивные боевые действия на любой территории для свержения режимов, если они, по мнению Белого дома, угрожают безопасности США и их союзников. 

Очень скоро угроза станет исходить от Ирака, что станет поводом для его уничтожения. Небезопасной для Вашингтона назовут Сирию, Ливию, Тунис. Военными интервенциями или революциями, которые назовут «арабской весной», в свое время сдетонирует весь Ближний Восток. Аналитики подчитали – под девизом борьбы с терроризмом США за последние 20 лет развязали военные операции примерно в 80 странах мира, в результате которых погибли по меньшей мере 800 тыс. человек, 330 тыс. из которых были гражданскими лицами. Десятки миллионов оказались беженцами. В потоках нелегалов террористы проникли в страны ЕС, совершив десятки кровавых терактов и обнажив проблему радикального исламизма. Единственное, что пока не могут подсчитать сами американцы – это количество денег, потраченных на войны, и выгоды частных корпораций от государственных заказов, которые за последние два десятилетия исчисляются триллионами долларов.

Стал ли после такой арифметики мир безопасней, с таким вопросом журналисты обратились к самим американцам.

«Я так не думаю, потому что вижу, что не только здесь, в Штатах, но и во всем мире ничего не поменялось. В арабских странах много проблем, в других странах много террористических организаций. Поэтому я думаю, что сегодня нельзя говорить о безопасности».

«Я бы не сказала, что есть победа. Террористы все еще могут быть там – и в Афганистане, Ираке. Я думаю, что США не достигли своей цели».

«Мне кажется, угроза остается. Сейчас определенно существует другой тип терроризма, например, кибертерроризм и тому подобное. Я не вижу глобальных изменений».

В мировых политических кругах свои оценки ситуации. Западные союзники США в основном заняты проблемами эвакуации своих граждан и помощников и не спешат объявлять о победе, Россия и Китай называют вещи своими именами.

Владимир Путин, президент России: «В течение двадцати лет – двадцати лет – американские войска присутствовали на этой территории. И в течение двадцати лет они пытались, как мы можем сказать, никого не обижая, "цивилизовывать" людей, которые там живут, привить свои собственные нормы и стандарты жизни в самом широком смысле этого слова, в том числе, когда речь заходит о политической организации общества. В результате получаются только трагедии».

Ван Вэньбинь, пресс-секретарь Министерства иностранных дел Китая: «В мире нет устоявшегося единого стиля демократии. Каждая страна имеет право самостоятельно исследовать путь развития, соответствующий ее национальным условиям и реалиям. Ситуация в Афганистане показывает, что любая попытка пересадить и навязать внешнюю демократическую модель приведет только к хаосу и беспорядкам и в конечном итоге закончится провалом».

Соединенные Штаты не могли здесь победить – так сегодня сами афганцы характеризуют 20-летний отрезок своей истории.

«США, по большому счету, ничего не сделали, они не смогли добиться успеха. Талибы вернулись, и если бы США достигли своих целей, этого, наверное, бы не случилось».

«Они пришли в Афганистан, но с тех пор здесь не было ничего, кроме разрушений. Сейчас хотя бы нет убийств, есть какое-то ощущение, но там бизнес остановился».

Экономический коллапс – самая большая угроза на текущем этапе развития ситуации в Афганистане, утверждают представители ООН. Около 18 млн человек, почти половина страны нуждаются в экстренной помощи. Если в ситуацию экстренно не вмешаться, их количество практически удвоится. Сейчас речь идет о попытке разморозить заблокированные на международных счетах финансы Афганистана – это около 10 млрд долларов. Без денежной помощи все приведет к гуманитарной и миграционной катастрофе, считают в Организации Объединенных Наций.

Антониу Гутерриш, генеральный секретарь ООН: «Мой призыв состоит в том, чтобы найти способы добиться достаточных денежных вливаний в экономику Афганистана, чтобы избежать краха. ООН в настоящее время даже не в состоянии выплачивать заработную плату своим сотрудникам, которые находятся там. Нам нужно найти способы избежать ситуации, которая была бы катастрофической для людей, стала бы источником нестабильности и настоящим подарком для террористических групп, все еще действующих там. И мы считаем, что диалог с талибами абсолютно необходим в настоящий момент».

Тем временем «Талибан» сформировал новое афганское правительство. Несмотря на международные призывы сделать его инклюзивным, то есть включить в состав представителей разных социальных, гендерных и этнических групп, места в новой власти распределились исключительно среди представителей движения. Ни женщин, ни членов бывшего кабинета. Кто-то из новых министров находится под санкциями ООН, кто-то в розыске по линии американских спецслужб. Талибы всем видом показывают, кто сегодня в Афганистане настоящий хозяин.

Пока американцы и их европейские союзники выстраивают стратегии взаимодействия с «Талибаном», новые власти Афганистана объявили о дате инаугурации своего правительства – 11 сентября. День, когда Америка вспоминала жертв терактов и подводила итоги своей политики на ближневосточном направлении. США не будут больше пытаться переустроить другие государства, эти слова президента Байдена, произнесенные в обращении к нации после вывода американских войск из Афганистана, видимо были нужны и американцам, и их союзникам, и тем, кто пострадал от экспорта демократии. Правда, пока они все еще остаются словами. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Руслан Поддубский