Импортозамещение – тренд нынешнего сезона весна-лето. Почти как в моде. Но здесь речь не о том, чтобы быть просто красивыми. Подоплека куда глубже – оставаться конкурентоспособными. То есть это дело жизни и смерти.
Поэтому многие белорусские предприятия сегодня проходят через стадию принятия и адаптации к новым условиям – вместо того, чтобы, как раньше, просто покупать и не знать проблем, приходится самим разрабатывать и внедрять в производство. Но это и есть то, что называют устойчивостью, развитием. Одним словом – технологичным суверенитетом.
Как говорили в старых боевиках, «разве это удар»? В цехах белорусского «Белкоммунмаша» кипит работа, как бы ни хотелось обратного западным инициаторам санкций. Как раз сейчас собирают троллейбусы для российского рынка.
Олег Быцко, генеральный директор предприятия «Белкоммунмаш»: «Предприятие всегда старалось применять отечественную продукцию в своих изделиях, поэтому сложившая ситуация в этой части сильно не наложила отпечаток на нашу работу. Изготавливая или проектируя новое изделие, мы всегда в первую очередь рассматривали комплектацию, которую производят отечественные производители. Только в тех случаях, если она по каким-то ценовым или техническим параметрам нас не устраивала, тогда мы старались применять импортные комплектации».
Раньше ставили немецкую систему АБС, сейчас без проблем переключились на Борисовский завод, также с подвеской. К примеру, мосты и колесные оси, которые у нас не производят, – нам предоставили наши китайские партнеры.
Разъемы, кабели, материалы – их также поставляют наши зарубежные друзья. Но заместить все и сразу, разумеется, не выйдет – даже самый простой троллейбус состоит из трех с половиной тысяч покупных изделий. Доля импорта недавно колебалась в пределах 20-30%, сейчас эта цифра гораздо меньше.
Олег Быцко, генеральный директор предприятия «Белкоммунмаш»: «Она упала где-то до десяти процентов, т.е. порядка десяти процентов всей комплектации пока заместить не удалось. Допустим, те же микрочипы, которые очень сложно говорить, что кто-то освоит в ближайшее время – поэтому какая-то доля все равно останется. И мы постепенно двигаемся в сторону их минимизации» .
По светотехнике – диодную брали у немцев. Разобрались. Передние габариты привозим из Турции, а вот задние огни и стоп-сигналы уже используем отечественные. Да, после санкций некоторый дефицит автомобильной светотехники все-таки возник. На белорусском предприятии «Руденск» успокоили – там готовы заместить европейские автомобильные фары.
Сначала литье из пластмассы, потом покрытие лаком, сборка и проверка – процесс налажен от «а до я». Предприятие может дать рынку фары дальнего и ближнего света – как светодиодные, так и ламповые.
Андрей Солонович, директор предприятия «Руденск»: «Фары ближнего света, дальнего света и проекционные узлы имеют уникальную конструктивную особенность – они спроектированы при помощи системы линз, которая не имеет аналогов в СНГ».
Защита от перенапряжения и радиопомех, хоть на лампочке, хоть на диодах, конкурентная цена, соответствие всем требованиям. Все испытания проводят на месте. Их держат под водой и в буквальном смысле мешают с грязью.
Людмила Коничева, начальник лаборатории предприятия «Руденск»: «Например, у нас климатические испытания +85°C и -60°C по три часа. И еще есть испытания степени защиты – как дождь, пыль влияют на само изделие. Влагостойкость у нас проводится четверо суток при 96-процентной влажности и 45°C температуры, также испытание у нас идет покрытия в фарах и фонарях и проводится соляной туман – на соляном тумане у нас проводят 96 часов непрерывно».
Запросы стали поступать от тех, кто раньше у нас не закупался. К примеру, три тысячи заявок на комплекты фар для автомобиля «Урал NEXT». Это в месяц. Здесь готовы работать без остановки, чтобы закрепиться на многомиллиардном рынке России. Есть в Беларуси и предприятия, которые это сделали давно.
Второй участок форелевого хозяйства «Лохва» в агрогородке Вишов – здесь разводят ценные породы рыб. Мощности двух модулей – открытого и закрытого бассейнов – до 75 тонн. Продукция востребована в Беларуси и за пределами страны. Вкусовые и полезные качества ничем не уступают заморским, цены не кусаются. Единственное, от чего предприятие имело зависимость, – импортные корма. Но уже весной этого года разработкой рецептур занялись отечественные производители.
Василий Ткачев, главный рыбовод участка №2 форелевого хозяйства «Лохва»: «Так как в Беларуси начали разрабатывать свои корма, мы их начали испытывать с весны. Если все будет хорошо, к концу лета мы на 100% перейдем на белорусский корм. Есть сырье для него – основная масса – рыбная мука. Она идет из России, там в этом проблем нету».
От икринки до полуторакилограммовых особей. Белыничский, Быховский, Горецкий и Костюковичский районы – форелевое хозяйство – это четыре производственных участка. В планах на этот год – вырастить не меньше 400 тонн рыбы. Бизнес построен сугубо на экономической эффективности.
Юрий Куксенков, директор форелевого хозяйства «Лохва»: «С 19 года мы вели поиски альтернативы и кормов и всего остального. Проводили опыты, работали с Жабинкой. Ничего внезапного для нас не получилось. Мы готовы были. Может, не все так быстро получится, но мы справимся».
Европейские производители хлопнули дверью на российском рынке и освободили место для белорусских ветеринарных препаратов и кормов. Закрывать потребности есть чем – более 100 позиций по препаратам и 60 по кормам и добавкам. Каждый год перечень прирастает минимум шестью новыми наименованиями. Производство налажено с нуля. Заработала новая площадка – исключительно для ветпрепаратов. В производстве прибавили на треть.
Анатолий Семенюга, директор предприятия «Белэкотехника»: «В Бишкеке открыли представительство "Белэкоазия". Это у нас там четыре страны: Кыргызстан, Туркменистан, Армения и Азербайджан. На эти рынки наше представительство будет развивать реализацию нашей продукции. И, естественно, проводить все мероприятия, чтобы увеличить спрос и сбыт нашей продукции. Мы считаем, что это перспективный рынок, который будем развивать».
Здесь же разрабатывают новые препараты. На каждом шаге принцип «не навреди».
Юрий Ломако, заместитель директора по развитию предприятия «Белэкотехника»: «Производятся экспериментальные образцы, которые испытываются в производственных условиях свинокомплексов, комплексов по крупнорогатому скоту, зоопарков, ветстанций, и там уже досматриваются препараты на их эффективность».
Проектов много, направления – самые разные. Как нельзя кстати подходит выражение «не было бы счастья, да несчастье помогло». Санкционное давление, которое Запад пытается оказать на Беларусь, лишь укрепило экономические связи с партнерами. Окно возможностей не приоткрылось, а распахнулось – чем наши производители обязательно воспользуются.
Подписывайтесь на нас в Telegram