Высший Евразийский экономический совет собрался в Бишкеке. К нему накопилось немало вопросов.
Президент Кыргызстана на правах хозяина явно желал, чтобы год председательства его страны в ЕАЭС запомнился прорывом в развитии евразийской интеграции. Но… не всё так просто.
Разговор действительно состоялся конструктивный. Накануне Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал единый Таможенный кодекс и уже на саммите предложил комплекс мер для становления интеграционного объединения, чтобы нынешний год «стал переломным». Известно, что в ЕАЭС входят пять стран, тем не менее, за круглым столом собрались семь президентов. Почему так произошло и о чём же они говорили?
С лёгкой руки известного киргизского писателя Чингиза Айтматова Чуйская долина ещё с советских времён приобрела не самый привлекательный имидж, густо приправленный бескрайними полями дикорастущей конопли. Избавляться от незавидного бренда Советской, а затем и независимой республике пришлось десятилетиями. И вот, наконец, Бишкек, расположившийся в самом центре долины, настойчиво зарабатывает себе репутацию центра региональной дипломатии. Три саммита за полгода – СНГ, ШОС и вот теперь ЕАЭС. Последнюю аббревиатуру с лёгкостью расшифрует любой житель Кыргызстана, потому что членство в Евразийском экономическом союзе превратило киргизов, работающих в России и Казахстане, из почти бесправных гастарбайтеров в официальных работников с трудовой книжкой. В прошлом году почти миллион киргизов прислали из-за границы своим семьям полтора миллиарда долларов – весомый вклад в экономику для шестимиллионной страны. Но всё же главное преимущество Евразийского экономического союза – единый рынок. О том, как сделать его безбарьерным, как раз и шла речь на саммите.
Ущелье Ала-Арча – самое охраняемое место Кыргызстана. Помимо Дома приёмов здесь расположена резиденция Президента, дачи премьер-министра, спикера парламента, генпрокурора и других влиятельных чиновников. Впрочем, такой высокий статус не мешает охраняющим его военнослужащим увековечивать свои имена на деревьях. И теперь даже президенты других стран знают, что здесь был Абдурахим из Оша.
Впрочем из-за плотного графика главы государств-участников ЕАЭС вряд ли могли внимательно разглядывать такие надписи. Накануне переговоров президенты разместились здесь же, в Ала-Арче. В двухэтажном доме поселился Нурсултан Назарбаев. Буквально в 30 метрах остановился президент Армении, на таком же расстоянии – временная резиденция Александра Лукашенко. Здания, как под копирку, будто в респектабельном агрогородке. И только дом Владимира Путина (он тоже рядом) отличается от типовой застройки. Это тот случай, когда до работы можно дойти пешком – Конгресс-холл в шаговой доступности. Алмазбек Атамбаев на правах хозяина встречал коллег. В этот раз, в отличие от недавней встречи глав правительств в Бишкеке, за круглым столом уже не искрило. Накануне Александр Лукашенко и Владимир Путин окончательно урегулировали вопросы в нефтегазовой сфере. Минск подписал Таможенный кодекс. Но впереди ещё длинная дорога к единому рынку энергоносителей, на которой всё ещё остаются искусственные барьеры для экспорта.
Партнёры много говорили о кооперации – Владимир Путин даже привёл в пример тесные связи белорусских и российских предприятий.
Президент Кыргызстана сделал акцент на улучшении условий для бизнесменов пяти стран.
Коммерческой жилки киргизам точно не занимать. Не обладая мощной промышленностью, они пытаются заработать при любой возможности.
Конгресс-холл, где встречались президенты, был режимным объектом только в этот день. В свободное от политики время он доступен для всех, у кого есть деньги. Корпоратив – пожалуйста. Свадьба – святое дело. А если доплатить, можно и на ночь остаться в соседней резиденции.
Что же касается экономии, то здесь безусловный победитель президент Молдовы. Просить статус наблюдателя в перспективном союзе он прилетел не бортом №1 и даже не чартером, а простым рейсовым самолётом. На полях саммита Игорь Додон встретился с Александром Лукашенко, чтобы заручиться поддержкой.
Игорь Додон, президент Молдовы: «О Беларуси в Молдове люди очень хорошо знают и завидуют очень многим хорошим вещам и реформам, которые происходят в вашей стране. Очень часто приводят в пример, что Беларуси удалось сохранить и то хорошее, что было в советское время, и сельское хозяйство, и инфраструктурные проекты. Для нас это является хорошим примером. Говорю это честно и открыто».
Как увеличить двусторонний товарооборот, застывший на отметке в четверть миллиарда долларов, Президенты подробно обсудят в июле – Игоря Додона ждут в Минске с визитом. Что же до статуса наблюдателя в ЕАЭС, принципиальное согласие пяти глав государств получено.
Очередь в зону свободной торговли с экономическим союзом заняли Иран, Индия, Сингапур и Египет. Впрочем, географический рост Евразийского экономического союза дело не одного года, и ныне председательствующий в объединении Алмазбек Атамбаев в отличие от коллег вряд ли застанет глобальные изменения в статусе президента. Главу государства в Кыргызстане хоть и выбирают на шесть лет, но полномочия ограничивает лишь один срок. И для Атамбаева он завершается в нынешнем году. Может быть, поэтому коллеги хотели успеть как можно больше и даже на прошедшем здесь же саммите ОДКБ под председательством Александра Лукашенко смогли выбрать нового генерального секретаря – армянского генерала Юрия Хачатурова. Специально для этого в Бишкек прилетал президент Таджикистана. После череды революций и межнациональных конфликтов в Кыргызстане нынешний Президент ознаменовал собой эпоху стабильности. Что будет дальше, прогнозировать сложно. Погода в Чуйской долине меняется быстро.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram