На уходящей неделе Президент Александр Лукашенко встретился с послом Великобритании в Беларуси Фионой Гибб, которая завершила дипломатическую миссию в нашей стране. Послом Великобритании в Беларуси она стала в 2016 году. За это время, как отметил Александр Лукашенко, достигнут серьезный прогресс в отношениях Минска и Лондона. Какие ассоциации вызывает у нас Великобритания? Знаменитая фондовая биржа, инвестиции, финансовые потоки и так далее. Последний год, правда, внимание на себя перетянул английский футбол с ярким «Ливерпулем» и монолитным «Манчестер Сити» и, конечно же, Brexit. Выход Британии из Евросоюза – это увлекательный политический сценарий. Но ещё интереснее, как изменится мировой финансовый рынок, главный европейский центр которого, Лондон, отправляется в свободное плавание. После окончательного разрыва Британии с ЕС многомиллиардные потоки, очевидно, будут менять инвестиционные русла. В ситуации, когда Брюссель вынужденно говорит «Лондон, гудбай», официальный Минск декларирует «Welcome!».
Средняя зарплата на этом заводе в Витебске – почти 2000 рублей. А теперь, когда внимание каждого телезрителя привлечено, о том, как схемы работы предприятий Великобритании применяли на севере Беларуси.
В принципе всё вроде просто, но это только кажется. Вообще Витебский машиностроительный завод создали 12 лет назад, за пример брали как раз предприятия Великобритании. Туда летали знакомиться с производством и бытом англичан, даже жили в их семьях. Фишка их производств заключается в том, что сотрудник имеет несколько квалификаций, чтобы быть профи во всех смежных специальностях. Так сделали и в Витебске, потом была пробная партия в Лондон уникальных деталей для бурильной нефтегазовой установки. Результат – многолетний контракт на прямые поставки. Небольшое белорусское предприятие на 80 человек сейчас экспортирует продукцию в Россию, Украину, Канаду и, самое главное, Великобританию.
Сергей Панёвкин, директор Витебского машиностроительного завода «Новмаш»: «Очень интересно, очень понравилось. Во всяком случае, немножко отличается от того, к чему мы привыкли у себя в Беларуси. Это и другая технологическая и производственная дисциплина, конечно, всё строже, всё интересней».
Объективно говоря, почти всё в Великобритании немножко отличается от того, к чему мы привыкли в Беларуси. Всё же Лондон – это один из главных промышленных, экономических и политических центров мира. Мнение Британии по любому европейскому вопросу, если отбросить заокеанские нюансы, безальтернативно авторитетно.
И логично, что к Великобритании особое отношение Беларуси на всех уровнях. Особенно за время работы в Минске Фионы Гибб: конечно, позиция любого посла – особый момент для нашей многовекторной политики. Но как раз мисс Гибб реально сделала многое, чтобы на Беларусь Европа посмотрела объективно. При ней в Британию летал подписывать меморандумы Сергей Румас и Владимир Макей, из Лондона к нам приезжала делегация их парламента, а на знаменитой Лондонской фондовой бирже впервые прошёл День рынков капитала Беларуси. Но при её же дипмиссии в Минске начался Brexit.
Великобритания занимает третье место по экспорту белорусских товаров, в 2018 году – это больше трёх миллиардов долларов. Основа, правда, нефтепродукты. И по понятным причинам динамика роста слегка притормозилась. Но в Беларуси есть и более двухсот компаний с британским капиталом, и уже ведутся переговоры о новых проектах в альтернативной энергетике, банковском деле и сельском хозяйстве. Растут и прямые поставки – в Ноттингеме в этом месяце обкатываются белорусские праворульные электробусы. Впрочем, это лишь капля в море возможностей наших стран.
Фиона Гибб, Чрезвычайный и Полномочный посол Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Беларуси: «Я действительно верю, что отношения между нашими двумя странами продвинулись вперед за эти три с половиной года. Беларусь – это очень важная страна в центре Европы. Потенциал для двусторонних отношений очень хороший. В первую очередь в сфере торговли».
И потенциал этот огромный хотя бы потому, что Великобритания – это один из мировых лидеров по генерации финансовых потоков. Цифры по Европе: На Лондон приходится 85% спекулятивных фондов, 78% валютных операций, 74% финансовых инструментов и 65% страховок морского транспорта. Лондон стал мировым финансовым центром благодаря двум обстоятельствам. Во-первых, рынок развивался здесь с конца 50-х годов и постепенно притягивал банки и инвесторов со всего мира. Во-вторых, после вхождения Великобритании в ЕС все компании, зарегистрированные в Лондоне, получали так называемый европейский паспорт, который позволял им продавать финансовые услуги на всем пространстве Евросоюза. А когда рынок инвестиций единого рынка Старого Света оказался перенасыщенным, капитал начал искать новые страны.
Бизнес-центр «Красавік» – один из примеров британских инвестиций в Беларусь, объём которых оценивается в 15 миллионов фунтов. Минские партнёры проекта изначально планировали привлечь мировой капитал, под это была выстроена стратегия бизнес-плана. Но просто так в Беларусь, новую для себя страну, капитал не хлынет.
То есть для того, чтобы вместе с белорусскими партнёрами британские инвесторы работали у нас в стране, желательно, чтобы они реализовали совместный проект в странах ЕС. Для крупнейших мировых игроков даже маржинальность бизнеса, вдвое-втрое превышающая, скажем, аналогичный доход в соседней Польше, недостаточное основание для инвестирования в, скажем прямо, незнакомую Беларусь. Вопрос: как им её узнать?
И вот здесь – важный нюанс. Великобритания – вторая после России по объёмам прямых иностранных инвестиций в Беларусь, по прошлому году – это почти три миллиарда долларов. Но Британия – это, в том числе Виргинские, Каймановые и Бермудские острова, то есть офшорные зоны. Здесь сосредоточен капитал со всего мира: та же Россия, Литва с Польшей, Европа, США и Азия. Многие инвесторы из этих стран, прежде, чем найти партнёра и открыть офис в Лондоне, уже или работали в Беларуси, или работали с теми, кто работал в Беларуси. То есть условия они знают, нужно лишь убедить в этом британских инвесторов. И Brexit. Александр Лукашенко не зря говорит о том, что выход Британии из Евросоюза можно оценивать с двух противоположных сторон: с политической – ЕС должен оставаться целостным, и с финансовой – конкретно Минску выгодно, что: а) Лондон теперь не будет согласовывать свою политику с Брюсселем и б) для инвесторов из Лондона теперь работа в Евросоюзе станет не настолько комфортной, и капитал начнёт искать новые выгодные проекты. Почему бы не в Беларуси?
Но и официальный Минск свой рынок тоже активно продвигает – по линии правительства, Минфина или конкретно с послом Фионой Гибб, которая, вернувшись в Британию, скорее всего, будет работать в их МИД и тоже сможет рассказать объективную информацию о Беларуси. И о том, как к Британии и инвесторам из Лондона будут относиться на всех уровнях, вплоть до высшего.
Фиона Гибб, Чрезвычайный и Полномочный посол Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Беларуси: «Я очень люблю вашу страну. Я жила в Украине, Германии, Канаде, Турции, Ираке, Йемене, Кении. Сейчас я живу в Беларуси. И до сих пор в жизни самая любимая страна – это Беларусь. Это была большая честь для меня работать в качестве посла. Конечно, работа была интересной. Рабочие и частные связи, которые я развивала здесь, очень дороги для меня. Как я сказала Президенту, я планирую сохранить эти связи с Беларусью в будущем».
И ещё о связях в будущем. Фиону Гибб в Минске уже в этом месяце сменит Жаклин Перкинс. Интересный факт: Перкинс уже работала в посольствах Великобритании в Объединённых Арабских Эмиратах, Бахрейне и Кувейте. То есть в странах, бизнес которых предпочитает инвестировать по всему миру как раз через офисы в Лондоне. И если держать в уме, что Минск намерен создать у себя Международный финансовый центр по примеру Дубайского – пазл перспектив отношений Беларуси и Великобритании складывается мощный. Во многом это личная заслуга Фионы Гибб.
Подписывайтесь на нас в Telegram