Сила слов, символов, их значение и место в истории. Бело-красно-белая символика и гимны, под которой часть общества сегодня выходит на протесты, вызывают много споров. Историки напоминают факты прошлого, которые сейчас должны заставить задуматься. Мы выслушали тех, кто разбирается в символике.
Торговые центры, метро, столичный Комаровский рынок в последнее время превратились в импровизированные сцены. Среди произведений, которые исполняют участники несанкционированных акций, и «Магутны Божа». Концерты, как утверждают в Telegram-каналах, стихийные, поют обычные люди по зову сердца. Удивительно, что голоса у продавцов, работников и посетителей торговых центров, пассажиров и обычных прохожих, как у профессиональных хористов. Феномен это или же кто-то всем этим профессионально дирижирует? Cудите сами.
«Магутны Божа», а само стихотворение называется «Молитва», в 1943-м году написала поэтесса Наталья Арсеньева, сотрудничавшая в оккупированном Минске с профашистским печатным изданием. Ее муж – польский офицер Франц Кушель – также добровольно служил немцам, был принят в ряды минской вспомогательной полиции. В 1947-м из «Молитвы» сделали религиозный гимн для послевоенной белоруской миграции. Сегодня пытают сделать революционным и даже требуют, чтобы стал государственным, не вникая в историю. Да и зачем!
Своя история есть у каждого символа. Под бело-красно-белым флагом, который создал представитель белорусского национального движения Клавдий Дуж-Душевский, объявили Белорусскую Народную Республику.
Вадим Гигин, декан факультета философии и социальных наук БГУ, кандидат исторических наук: «Да, этот флаг был в 1918 году утверждён в качестве символа БНР. Между прочим, “Погоня” не сразу была утверждена в качестве символа Белорусской Народной Республики. Бело-красно-белый флаг появился. Затем он использовался некоторыми мигрантскими организациями, но в Западной Беларуси достаточно быстро вытеснялся красным знаменем. Поскольку национально-освободительное движение становилось на всё более прокоммунистические и просоветские рельсы».
С бело-красно-белой символикой маршировали белорусские коллаборационисты в годы Великой Отечественной. Сотрудничая с оккупантами, они рассчитывали создать под этим флагом свое государство. Но их планы не совпали с гитлеровской политикой, что велась на захваченных территориях – уничтожить три четверти белорусов.
Вадим Гигин, декан факультета философии и социальных наук БГУ, кандидат исторических наук: «Вот как с этим быть? Ещё раз подчеркну, что в тех странах, где национальная символика использовалась оккупантами – осуждены коллаборационисты, никто не ставит вопрос о какой-то их реабилитации, в большинстве стран, вот в этом вопрос проблема. Понимаете, сейчас он и не запрещен, он может использоваться, каждый просто сам должен выбирать для себя, какой символ для него важнее, но, безусловно, знать, что стоит за этим символом, безусловно, знать историю символики».
Историки сейчас ведут споры о месте флага в истории современной Беларуси. Ведь дискредитация этого символа происходила неоднократно.
Сергей Третьяк, заведующий отделом новейшей истории Беларуси Института истории НАН Беларуси: «Факт этот сейчас воспринимается как символ протеста, как символ того, что это знак возвращения в старые добрые времена до 1995 года, но они старыми и добрыми, я вам скажу, не были, отнюдь не были. Но каждый символ живет своей жизнью, и главное не использовать его для того, чтобы расколоть общество».
Конфронтация в обществе уже есть – преподаватель БГУ попросил убрать бело-красно-белую символику из его двора. И уже через несколько минут личные данные Сергея Артемьева выложили в Сеть – тут же набросились с оскорблениями и угрозами.
Сергей Артемьев, преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ: «Несколько тысяч писем – подавляющее большинство из них отборного мата. Я человек, и мне реально стало страшно, что мы потеряем страну. Казалось бы, реально руина Украины – живой пример, но он не работает. Показываешь, доказываешь, но этим людям ничего не объяснишь – здесь все будет прекрасно».
Во время трагических событий в Украине, когда страна делилась на своих и чужих, вопрос самоидентификации тоже решался с помощью символов.
Сергей Третьяк, заведующий отделом новейшей истории Беларуси Института истории НАН Беларуси: «Символики было от и до – от государственной символики до символики разного рода, организаций фашистского и анархического толка».
Право на свою точку зрения имеет каждый. Но при этом важно считаться с историей. Как, собственно, и с тем фактом, что у Беларуси уже есть и своя символика, и свой гимн, с которыми связано множество побед и достижений.
Подписывайтесь на нас в Telegram