Одежда и обувь на западный рынок. Предприятия «Беллегпрома» готовы воспользоваться решением Европейского парламента, который снял все ограничения на поставки белорусского текстиля. Специальные квоты действовали с конца прошлого века – они не только дозировали экспорт из Беларуси, но и негативно влияли на имидж.
На первый взгляд этот товар не вызывает подозрений. Этикетка в цветах национального флага сообщает «100% белорусский хлопок». Правда, внимательный покупатель отметит, что в Беларуси хлопок не растёт. А при лабораторном анализе и вовсе оказалось, что хлопка в товаре только половина.
На Брестском чулочном комбинате уверены: если белорусские носки начали подделывать, это лишь подтверждает качество товара. Ещё сравнительно недавно это предприятие было в числе убыточных. Но всего за три года команде удалось совершить практически невозможное. Прибыль выросла в 10 раз, объём экспорта – в 8. Таких показателей на чулочном комбинате не было за все полвека существования. Теперь в год здесь производят двадцать миллионов пар – этого хватит, чтобы одеть в белорусский бренд несколько небольших европейских стран.
Сергей Жевнерович, директор Брестского чулочного комбината: «То, чего мы добились за последние годы, – это усилия акционеров и новой команды менеджеров. В предприятие было инвестировано боле пяти миллионов долларов. Эти деньги мы потратили на модернизацию, замену оборудования. Чтобы хорошо продаваться не только на рынке Беларуси, но и западной Европы, необходимо иметь хорошую цену и хороший продукт. Цена нашего продукта хорошая, качество – достойное. Нам не хватает малого, хотя, может, и основы в этом деле – денег. Для того, чтобы осуществлять масштабные маркетинговые мероприятия и обеспечивать своё присутствие в тех местах, где носки продаются. Деньги мы заработаем. Поэтому и в Западной Европе будем продаваться».
Тем более продавать в Европейском союзе теперь можно без ограничений. Квоты для белорусского легпрома на рынке ЕС действовали 23 года. Сначала лимиты были жёсткими, но постепенно разрешённый объём экспорта расширяли, и в итоге квота на разовые партии выросла до 5 тонн. Цифра солидная, и физически она ограничивала только Оршанский льнокомбинат. Основная же проблема системы квот была в восприятии Беларуси импортёрами. Чтобы заказать белорусскую продукцию, европейские бизнесмены должны были получать дополнительные лицензии и документы на соответствие каждой партии выделенным квотам. Такая бюрократия и соседство в ограничительном списке с Северной Кореей не прельщали, тем не менее, в 2016-м году предприятия «Беллегпрома» экспортировали в ЕС продукции на 70 миллионов долларов, прибавив в сравнении с 2015-м более 3%.
Анна Дашкова, начальник управления концерна «Беллегпром»: «Нам бы хотелось выходить на рынок с собственными коллекциями. Сейчас это грубо обработанные ткани, а мы хотим продавать продукт с добавленной стоимостью – постельное бельё, столовое бельё, обувщики могут представить коллекции».
Концерн «Беллегпром» уже вступил в Euratex – влиятельную конфедерацию текстильной и швейной промышленности, объединяющую крупнейшие организации Евросоюза. Всё это итог потепления отношений с Западом. Белорусские менеджеры отмечают: ещё недавно потенциальные покупатели в США и Канаде отказывались даже от переговоров, но после снятия санкций сами приглашают обсудить сотрудничество. Западные политики теперь частые гости в Минске. Знаковым моментом можно назвать визит Комитета по политике и безопасности Евросоюза. Александр Лукашенко тогда обозначил конкретные приоритеты партнёрства.
Вопрос о вступлении Беларуси во Всемирную торговую организацию фактически решён – необходимые процедуры могут завершиться уже в нынешнем году. Однако снятие барьеров не означает, что зарубежные покупатели сами бросятся на поиск белорусских товаров. Импортёров и инвесторов нужно искать и убеждать, чем уже активно занимается «Беллегпром». Завтра глава концерна вылетает в Милан, где представит белорусскую продукцию на международной выставке и проведёт переговоры с ведущими итальянскими компаниями, а в феврале в Минск приедут ведущие импортёры текстиля из Бельгии.
Подписывайтесь на нас в Telegram