Если раньше над Моськой из басни, что лает на слона, смеялись, то сегодня таких мосек сотни тысяч. Вот взять хотя бы сферу информации и целые стаи анонимных телеграмм-каналов. Которые анонимны лишь для того, чтобы нести чушь и за это ничего не было, да ещё и соответствующих подписчиков на это слетается предостаточно. И вот уже выстроилась целая цепочка: одни рождают фейки, вторые их впитывают и дальше уже заражают ложью других. Причём есть фейки прямые, а есть более продвинутые и оттого более вредоносные – косвенные. Их сразу и не распознаешь. Тут разбираться надо.
Мы добиваемся не правды, а эффекта! Эту фразу любил повторять один из лидеров фашистской Германии Йозеф Геббельс. Имя этого военного преступника, как правило, ассоциируется с откровенным враньём, что не совсем точно.
На самом деле Геббельс делил информацию на белую – чистая правда, чёрную – абсолютная ложь и серую – полуправда, полуложь, которую он, собственно, и призывал активно использовать своих пособников.
О ней и поговорим. Вот очевидный пример серой информации. Громкие заголовки внушают, что в Беларуси эпидемия коронавируса вышла из-под контроля, раз уж мы в европейском и даже мировом топе стран с наибольшим числом заражённых. Вот только снова и снова забывают добавить слово «выявленных». Они считают количество положительных тестов на миллион жителей, но не рассказывают читателям о том, сколько этих тестов делают в странах, с которыми нас пытаются сравнить, а ведь мы уже говорили об этом в прошлой программе на примере соседей.
Если в Беларуси сделали почти вдвое больше тестов, чем в сорокамиллионной Украине, то о каком адекватном сравнении может идти речь? То, что мы больше выявили, это же не значит, что у нас больше заболевших. То есть достижение нашей медицины пытаются преподнести как провал! Выходит, если белорусские лаборатории станут делать меньше тестов и, соответственно, меньше выявлять заболевших, такая статистика их устроит?
Радует, что всё же хватает изданий, в том числе зарубежных, которые пытаются разбавить эту серую палитру.
Цитата «МК»: «Необходимо сопоставлять не столько число зараженных, сколько их количество к числу проведенных тестов. С первого дня пандемии было известно, что число реально заболевших и фактически выявленных сильно отличается. Так, на каждую 1000 белорусов сделали 37 тестов, в Польше этот показатель составляет 16,8, в Украине – всего 5,5. При такой разнице в количестве тестируемых дополнительные комментарии излишни. Очевидно, что белорусы имеют такой же процент заболевших, как и те, кто сидел в изоляции».
На этой неделе о бесполезности карантина заявил Александр Лебедев – известный миллиардер и медиамагнат, владелец, например, такого влиятельного британского издания, как «Индепендент».
Александр Лебедев, медиамагнат: «Помимо Лукашенко, таким же образом действуют ряд других стран – Швеция, Новая Зеландия, Норвегия, где практически никакие карантинные меры не применялись. Это страны, в которых у народа присутствует отменная самодисциплина. В принципе, правда, распространение коронавирусной инфекции не сильно отличает страны с карантином от стран без карантина. Поэтому, я думаю, через 2-3 месяца, когда смертность и заболеваемость станет всем понятной, то мы сможем наглядно убедиться, прав Лукашенко или нет. Я не исключаю, что он прав».
Процент смертности, на самом деле, так же спорный, но всё же более яркий индикатор уровня пандемии и того, как медицина той или иной страны с ней борется. Здесь сложно составить мировой рейтинг, так как есть страны, которые фактически не проверяют на COVID ни живых, ни мёртвых, поэтому мы выбрали отдельных европейских представителей. Так вот, если оценивать процент умерших от всех выявленных, то у Беларуси он самый низкий, однако не забываем, что наша страна делает очень много тестов, что и даёт такую огромную разницу. Поэтому правильно будет учитывать и количество подтверждённых смертей с коронавирусом на миллион населения. Так вот, здесь в худшую сторону выделяется лишь Италия, принявшая ковидный удар первой в Европе. В 5 раз лучше обстоят дела у немцев. Остальные страны вполне сопоставимы. При этом мы помним, что мы, в отличие от всех этих стран, карантин не вводили. Беларусь немного уступает лишь Украине, но опять же вопрос – всем ли умершим делали тесты наши соседи?
Хотя то же самое могут спросить и у нас. Да и тесты не всегда определяют вирус. Поэтому глобальный анализ смертности ещё впереди. Сколько в сравнении с прошлым годом умерло от пневмонии, сердечной недостаточности и так далее? Но уже сейчас у нас есть конкретные доказательства того, что наша страна справляется с пандемией без карантина лучше большинства других государств, сидевших в изоляции.
Не верьте тем, кто пытается закрасить достижения наших медиков серой краской. Правда важнее эффекта. Именно поэтому мы тогда победили.
Подписывайтесь на нас в Telegram