Эксперты программы «ДНК-идентификация» рассказали, как они читают генетический код

8 миллиардов человек, население планеты: безусловно, все разные, но, тем не менее, очень похожие. Вся эта схожесть и разность, которая вроде видна невооруженным глазом, на самом деле лежит глубоко внутри. В наших генах, точнее в ДНК

Эксперты программы «ДНК-идентификация» рассказали, как они читают генетический код

Ученые называют этот набор молекул текстом. У каждого человека – он и общий с другими, и в то же время уникальный. Прочитать его наука пытается вот уже более полувека. В России про отдельные научные наработки в этой области громко заговорили ровно 30 лет назад. Когда началось исследование и идентификация останков Николая II и его семьи.


С ними и стали работать генетики. Никакой четкой схемы, отработанных методик. Родство между убитыми, а также их близость королевским домам Европы однозначно установила именно генетическая экспертиза в двухтысячных. До оформления всех наработок в большой научный проект, причем белорусско-российский, оставалось несколько лет.  

Рождению самой загадочной программы Союзного государства, как в поговорке, помогло несчастье: страшный теракт в аэропорту Домодедово в 2011 году. Тогда после взрыва террориста-смертника погибло 37 человек, а 170 получили ранения. О шахиде ничего не было известно: тротил разнес его, как говорят, в клочья. Фрагменты, что удалось собрать, без особой надежды и передали генетикам.  Буквально через неделю террорист-смертник был идентифицирован. Сами ученые говорят, что тогда им просто повезло.

Следователи передали образец ДНК террориста-смертника генетикам института Вавилова. У них на тот момент была небольшая база данных. Ученые изучали варианты генетических текстов в некоторых регионах России. И по счастливой случайности один из таких вариантов специалистам уже встречался. В небольшом селе в Ингушетии. Через неделю преступника идентифицировали.

В достижении этого результата российские ученые решили объединиться с белорусами. В нашей Академии наук тоже вели подобные исследования. На одобрение и оформление программы ушло почти пять лет. Итоговая заявка – более 16 килограммов бумаги. За это время, кстати, генетики смогли еще раз подтвердить важность подобного исследования. Помогли раскрыть серию фактов насилия в Новосибирске. Девять несовершеннолетних стали жертвами одного и того же человека. По ДНК-анализу выяснилось, что отец этого мужчины может быть выходцем из Западной Бурятии. А много ли западных бурятов в Новосибирске? Преступника нашли и арестовали через неделю.

Цель программы «ДНК-идентификация» была в том, чтобы сделать подробную генетическую карту всего генофонда Союзного государства. Участвовали десятки ученых. Подключился геобанк «Северная Евразия» – где уже собрана крупнейшая в мире коллекция с образцами ДНК коренного населения наших территорий. Этот геобанк безвозмездно передал часть образцов для использования в программе Союзного государства. Всего за пять лет, которые длилась программа, проанализировано не менее 20 тысяч образцов ДНК. Это более 100 популяций граждан Союзного государства. Сейчас, имея на руках лишь биологический материал человека, специалисты смогут определить пол, возраст, цвет его волос, глаз, кожи, телосложение, болезни и даже – с этим работали именно белорусские исполнители программы – психоэмоциональное состояние.

Не только факт причастности подозреваемого к убийству может безошибочно подсказать образец ДНК. Напомним – это текст. То, что нас всех объединяет. А вот различия – это ошибки в тексте. Или мутации. По ним можно определить, например, кто устроил пожар или ограбил магазин. Климат, традиционная еда, даже род деятельности способны вызывать изменения в ДНК на определенных территориях в определенных группах.  В Государственном комитете судебных экспертиз так и проясняется картина громких уголовных дел и семейных драм. С мест преступлений в лаборатории стекаются вещдоки: от ногтей и зубов до мельчайших клеток эпителия. Для исследований много «следов» и не нужно. То, что незаметно человеческому глазу, от современных технологий уже не скроешь. 

Чихнул, расчесал волосы – и этого достаточно, чтобы идентифицировать человека. Найти улики можно даже после генеральной уборки. ДНК сохраняется десятки тысяч лет. Ключ к разгадке как новых материалов следствия, так и дел давно минувших дней. Генетики-эксперты уверены, что у вещдоков нет срока давности. А еще ДНК-идентификация – это ваша внутренняя медицинская карта. Она подскажет генетическую предрасположенность к развитию опасных патологий. Таких как диабет, остеопороз, сердечно-сосудистые заболевания, онкология. Многие болезни уже можно предсказать и предотвратить. Кроме того, ученые говорят о том, что скоро будут готовы проводить одномоментно массовый анализ ДНК. Это важно как для России, так и для Беларуси. В делах о геноциде мирного населения одновременно можно будет исследовать генетические тексты 1000 человек. Это наметки для новой союзной программы по ДНК-идентификации. Кстати, результаты первого проекта и разработка второго невольно, с учетом западных санкций, сделали исследования шире. Подтолкнули ученых еще и к импортозамещению.

Все из уже созданного и того, что придумывают сейчас, будет работать на новую программу «ДНК-идентификация-2». На подготовку и запуск ученые сейчас заложили всего год. В аппарате Союзного государства также подтверждают ускорение в принятии новых проектов. Зоной изучения второго этапа программы станут крупные мегаполисы Беларуси и России. Именно там чаще всего происходят и преступления, и разного рода ЧП с большим числом пострадавших. За рубежом тоже идут аналогичные исследования. Белорусские и российские генетики готовы работать на опережение. Чтобы именно у нас вводить в практику то, чего нет еще нигде в мире. Такой уникальный маркер союзной ДНК.

Подписывайтесь на нас в Telegram