Эффективность перегрузки калийных удобрений – важный вопрос, который сегодня обсуждали во Дворце Независимости. Вопреки санкциям спрос на белорусский калий есть, каналы его перевалки также отработаны. Россия предоставила нашей стране столько портовых мощностей, сколько необходимо для перевалки досанкционных объемов.
Однако правительство постоянно работает над повышением эффективности логистики. На счету каждый доллар. Ведь снижение затрат позволяет делать покупателям выгодные предложения. Что в условиях жесткой конкуренции крайне важно.
Александр Лукашенко убежден: на изменения конъюнктуры нужно реагировать так быстро, как это только возможно. Но важна и среднесрочная перспектива. Ведь от анализа и прогноза развития ситуации зависит, как действовать дальше: строить собственный терминал, порт или использовать существующие мощности. Окончательное решение будет принято в ближайшее время. Анна Пыж – в чем соль?
Утро, когда перестала действовать зерновая сделка России, Турции, Украины и ООН; когда стало известно, что ночью Крым пытались атаковать три десятка дронов, а часть Крымского моста не подлежит восстановлению. Все далеко и близко одновременно. А Беларусь, меж тем, думает, как дальше экспортировать калий. Что называется, на контрасте.
Беларусь – вторая в мире по объему производства калийных удобрений. Так что продукт стратегический. Его перевалку обсуждают не впервые. Но все течет, и порты тоже меняются.
Пока во Дворце мозговой штурм, где-то под землей продолжают добывать калийную руду. И санкциям не под силу остановить этот процесс. На экспорте они, конечно, сказались. По-разному. Если взглянуть на статистику Китая, в прошлом году Беларусь практически двукратно увеличила поставки калийных удобрений в эту страну в стоимостном выражении. При этом своим основным конкурентам Беларусь уступила на большом бразильском рынке. Непросто работать и с Индией. Санкции и логистика – что поделать? Но о закупках белорусского калия сообщали Турция, Таиланд, африканские страны. При этом сама Беларусь о своих контрактах предпочитает помалкивать. Скорее всего, чтобы не подставлять партнеров и не гневить санкционных богов (или тех, кто себя к ним приравнял). Но главное…
К слову, ВВП Беларуси растет второй месяц подряд. За полугодие экономика вышла в плюс – на два процента. Через боль. Не без этого. Логистическая переориентация началась, когда Литва запретила транзит белорусских грузов. И как-то незаметно прошло уже полтора года. Сначала оправлялись от первого шока (логистика стала дороже от двух до пяти раз), а дальше началась кропотливая работа по поиску приемлемых условий перевалки грузов через Россию. И Президент хочет знать, что за это время получилось, а что нет.
На сухом языке цифр результаты таковы: если за полгода в 22-м через российские порты переваливалось полтора миллиона тонн грузов, то за полугодие 23-го – уже шесть миллионов. Рост в 400%. По миллиону в месяц, а это значит, что весь калий, который может произвести Беларусь, она может перевалить.
Главный конкурент Беларуси – Канада. Причем и по объемам производства (она первая в мире), и по цене. Но цену на калий формирует не только спрос, но и предложение. А значит, больше продает не только тот, кто больше производит, но и тот, кто продает дешевле.
То есть игра на понижение возможна лишь при удешевлении доставки калия. И важен здесь каждый доллар. Отсюда и вопрос: так стоит ли сейчас вкладываться в строительство собственного порта, что, безусловно, важно в перспективе лет 10-15, но, конечно, стоит денег, или – жить перспективой год-другой и пользоваться мощностями, которые предоставляет Россия. Истина, наверняка, как обычно, где-то посередине. Но какой бы в итоге ни выбрали вариант (а в следующий раз правительство придет не с набросками, а планом), реализовывать его придется по принципу, выработанному Александром Лукашенко.
Фото: БЕЛТА
Подписывайтесь на нас в Telegram