Беларусь в этом году перевезла через российские порты в 4 раза больше грузов, чем за аналогичный период предыдущего. Определенные результаты в сфере есть, но вот чего еще не хватает? На какой стадии создание мощностей для морских перевозок, какие порты задействованы? Логистика экспорта, главным образом. калийной отрасли – тема дня во Дворце Независимости.
Прошлый год стал серьезным испытанием для наших экспортеров. В нарушение всех международных соглашений недружественные страны закрыли для нас привычные транспортные коридоры и морские порты. Расчет на то, что белорусская экономика без стратегических маршрутов сбыта продукции рухнет. Минску пришлось экстренно перестраивать логистику.
Ранее основным портом для перевалки того же калия из Беларуси была литовская Клайпеда, но с 1 февраля 2022 года Вильнюс аннулировал договор о транзите наших удобрений. Его объемы ранее оценивались в 11 млн тонн. Теперь логистическая альтернатива – российские порты.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Война войной, а все в экономике, как много раз я предупреждал вас. В январе этого года практически в этом составе мы рассматривали вопрос о создании портовых мощностей для перевалки наших грузов. В основном речь шла о калийных удобрениях. Направления работы были определены, необходимые решения приняты. Пришло время сверить часы и, если нужно, подкорректировать и согласовать наши дальнейшие действия и планы. Обстановка и внешнеполитическая конъюнктура сегодня развиваются крайне динамично. Но белорусская экономика продолжает работать и находить новые возможности в этих непростых условиях. Мы должны оперативно реагировать на все вызовы и гарантированно обеспечивать доставку экспортных грузов покупателям. Ключевой момент здесь – скорость принятия решений».
Как было с решением об открытии для Минска российских портов для перевалки продукции, а также строительстве белорусских терминалов в Бронке под Санкт-Петербургом. Вопросы решены на высшем уровне. Прошлым летом Президент проинспектировал строительство. Сейчас один из ключевых вопросов – на какой стадии создание собственных мощностей для морских перевозок?
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Понятно, мы ушли не по своему желанию из традиционных портов и работаем практически по перевалке наших грузов, всех грузов – это около 20 млн тонн, работаем во всех портах Российской Федерации. Также мне докладывали об альтернативных вариантах сотрудничества в северо-западном регионе России. Это должно быть главным вопросом. По сути, мы имеем два возможных варианта, каждый со своими преимуществами и недостатками. Я имею в виду Мурманск и Приморск. Необходимо окончательно определиться, что нужно строить терминал, порт или модернизировать какой-либо существующий. И немедленно начинать работу. Насколько я знаю, где-то под Ленинградом мы и строим, а модернизируем под Мурманском, пока телепаемся».
Тем не менее сегодня Беларусь фактически компенсировала все те портовые мощности, которые были утеряны в связи с санкционными давлениями. Результаты начатой весной прошлого года работы по организации перевалки белорусского калия через северо-запад и юг России позволяют отгружать примерно миллион тонн продукции в месяц. В этом году Минск намерен продать 8 млн тонн калийных удобрений. Президент поставил задачу проработать оптимальные варианты, которые позволят минимизировать стоимость логистики.
Николай Снопков, первый заместитель премьер-министра Беларуси: «Суть сегодняшнего совещания заключалась в том, что уже не достичь необходимого объема выгрузки минеральных удобрений на внешние рынки, а отработать те варианты, которые позволят повысить эффективность перегрузки удобрений в портах Российской Федерации. Мы можем выдерживать конкуренцию по цене долгое время. Но вопрос логистики становится ключевым. Чтобы эффективно реализовывать удобрения, обеспечивать прибыльность производителя – "Беларуськалия", соответственно, платежи в бюджет, нам нужна оптимально эффективная логистика. Чем мы и продолжим заниматься. Каждый доллар, как Президент сказал по логистике, мы должны учитывать, отслеживать и экономить».
В ближайшее время правительство внесет Президенту окончательный вариант своего видения организации портовой инфраструктуры по оптимальной стоимости. На совещании также шла речь о проекте указа о реализации отдельных видов товаров на экспорт.
Фото: пресс-служба Президента
Подписывайтесь на нас в Telegram