​«Доживём до понедельника?»

Отопительный сезон стартовал в Беларуси. Социальные объекты уже подключены, в некоторых регионах топят и в жилом фонде.

Отопительный сезон стартовал в Беларуси. Социальные объекты уже подключены, в некоторых регионах топят и в жилом фонде. Обещают, что в столичных квартирах начнёт теплеть с понедельника.

Сама же отрасль жилищно-коммунального хозяйства – в преддверии перемен. Одна из главных задач – ликвидация (со временем, конечно) перекрёстного субсидирования и переход на полную окупаемость услуг за счёт собираемых с населения платежей. Это известно, морально готовы, но ведь ещё есть с чем работать. Причём кроме сугубо организационных нюансов и необходимых технических процедур, никто не отменяет человеческий фактор. Например, как быть с теми, кто за коммуналку вообще не платит?

В этом году только в Минске в 11 тысячах квартир было приостановлено предоставление услуг из-за долгов по коммунальным платежам. В министерстве ЖКХ подход простой – выселять». Но так ли это просто на практике. Выясняла Наталья Казей.

Очень часто люди не верят до последнего, думают, что государство с ними шутит, и это всего лишь пугалки для детей.

На его участке – больше 13 тысяч квартир! Жильцы пяти из них скоро окажутся на улице. Это решение суда.

Достучаться во всех смыслах до таких жильцов непросто. Юрисконсульт расчётно-справочного центра Евгений Телеш шесть лет борется с теми, кто не платит по счетам за коммуналку. Чтобы поговорить с жильцами, вручить уведомление, он на своей машине ездит по району и в шесть утра, и в 12 ночи.

Нетрезвая и очень наглая. Женщина, которая сама находится в квартире на «птичьих» правах, вызвала на нашу съёмочную группу милицию!

Если квартира частная, подавать в суд иск о выселении жильцов работники ЖКХ могут после шести неоплаченных месяцев. А вот с арендным (то есть коммерческим) жильём всё гораздо быстрее. Выселить могут уже за двухмесячную задолженность. Таков закон. Правда, исполнять его непросто, сетует Евгений.

Даже тогда, когда все бумаги собраны, угрозы выслушаны, а уведомления вручены, до суда дело может не дойти.

Евгений Телеш, юрисконсульт расчётно-справочного центра №9 Фрунзенского района г. Минска: «За подачу искового заявления администрация либо ЖРЭО, которая уполномочена выселять этих граждан, обязана заплатить госпошлину. Ввиду чего у них очень часто отсутствуют денежные средства. Это звучит, конечно, смешно, когда государство выселяет из государственной квартиры и платит за эту же квартиру госпошлину!».

А ещё не хватает взаимодействия между судебными исполнителями, работниками ЖКХ и чиновниками из исполкомов, констатирует юрисконсульт. И пишет просьбы о содействии в администрацию своего района.

Взять интервью у замглавы той самой администрации – Дениса Драпея, оказалось непростой задачей. То совещания в мэрии, то недовольные жильцы штурмуют его кабинет.

Единого рецепта, как бороться с должниками, нет ни у кого. Зато есть план. Новаторский.

Денис Драпей, заместитель главы Администрации Фрунзенского района г. Минска: «Мы хотим сделать некий аналитический центр во Фрунзенском районе (за счёт его численности), который будет работать на этот район. И будут отдельные люди, которые будут работать с этой задолженностью. То есть только они работают с судами, с исполнителями, с управлением образования. То есть мы этот контакт сейчас уже наладили. Да, раньше тяжело было узнать, где человек работает, соответственно, одна из мер где-то недорабатывалась».

Создать аналитический центр планируют уже до конца этого года. Сейчас ищут помещение, подбирают специалистов.Дополнительные штатные единицы вводить не будут. В аналитики перейдут юристы из расчётно-справочных центров. Евгений Телеш, скорее всего, тоже. Это значит, что по квартирам он не будет больше ходить.

Выселять или нет должников на улицу? Белорусы уверены, что действовать нужно аккуратно, чтоб не допустить ошибки.

Валентина Сенченя, житель г. Минска: «Честно говоря, не жалко. Если они сами о себе не думают, то кто за них должен думать? Они пьют! Пусть идут работают, как все нормальные люди!».
Николай Жилобицкий, житель г. Минска: «Это неправильно – выселять людей, которые не могут заплатить за квартиру! Надо выселять тех, кто пьёт, кто не даёт соседям жить, кто скандалит, кто доводит людей до инфарктов. Вот этих надо выселять!».

Такие дома, как этот, коммунальники называют сайгонами. В малосемейке живёт больше полутысячи человек! Проблем примерно столько же. Это понимаешь уже в тамбуре.

Попасть в квартиру к должникам не так просто, но мы пойдём другим путём: попробуем позвонить соседям. Может, они нам расскажут, как им живётся в таком соседстве.

Мария Жданович живёт здесь почти полвека. Жила счастливо, пока три года назад в квартиру, что этажом ниже, не въехала новая соседка. И её многочисленные поклонники. Они же – собутыльники.

Мария Жданович, житель г.Минска: «Я очень боюсь жаловаться! Племянник сделал замечание парням, стояли курили, плевали, так порезали всю дверь и написали: «Лох». Ну, скажите, как можно одному пенсионеру жаловаться?».

Страху скоро придёт конец. По решению суда, соседку выселят уже в этом месяце.

И хотя многотысячные коммунальные задолженности добропорядочных жильцов не касаются, воду и свет отключают точечно, финансово отражаются эти долги на предприятиях-поставщиках коммунальных услуг. А, значит, и на зарплатах их работников.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram