Дорожные перспективы. Как выполняются ключевые поручения Президента по строительству бетонных автодорог?

Качество транспортных артерии – имидж государства

Дорожные перспективы. Как выполняются ключевые поручения Президента по строительству бетонных автодорог?

Вернуться к строительству долговечных бетонных дорог – поручение Президента. В стране для этого есть все – и техника, и технологии. А на выходе – качественные магистрали, в том числе для транзита, загрузка наших производств и независимость от импортных материалов. 

Что нам стоит… дорогу построить. Первые бетонки в Беларуси начали возводить еще в конце 60-х. Эта практика прекратилась с развалом Советского Союза. В 2008-м Указом Президента стартовала модернизация цементной отрасли – о монолитной дорожной инфраструктуре заговорили вновь. Вопрос стал ребром после введения санкций. В производстве асфальта используется битум из импортной нефти, а вот бетон – целиком из местного сырья – выгода очевидна. Есть и спецтехника – в 2014 и 2015 годах приобрели два современных бетоноукладочных комплекса. Так почему не строить больше? Об этом в ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию говорил и Глава государства.

Работа в цехах Белорусского цементного завода не прекращается ни на минуту. Почти 2 тысячи рабочих мест и полная загрузка мощностей – градообразующее предприятие и самый крупный производитель цемента в стране. Сюда распределился Владислав Янушевский. После положенной отработки остался в Костюковичах – молодым и талантливым здесь есть где себя проявить. 

Владислав Янушевский, заместитель главного технолога Белорусского цементного завода: «Для нас важно обеспечить неизменность состава нашего цемента. Поскольку из него будут строиться дороги, дома, сооружения, предприятия. И от того, насколько мы ответственно отнесемся к процессу производства, будет зависеть то, насколько долго они прослужат людям».

В отличие от своих старших братьев – цемзаводов в Кричеве и Красносельске, ставку на сухой и более дешевый способ производства БЦЗ сделал сразу. Плюс модернизация, которая хоть и заставила когда-то «подпоясаться», уже сегодня приносит результат. Рекордные 2 миллиона тонн цемента за год – показатель для завода исторический! Целиком закрывают потребности внутреннего рынка, а экспорт за первый квартал этого года нарастили вдвое, даже несмотря на санкционный прессинг. 

Игорь Сергеев, генеральный директор Белорусского цементного завода: «Та модернизация, которая была произведена, позволила не только нам нарастить объем, а выпускать и производить тот продукт, который востребован на рынке с высокими техническими характеристиками. Решение очень верное, правильное. И сегодня на Белорусском цементом заводе выпускается высококонкурентный продукт, это очень важно». 

Почти 45 тысяч кубометров бетона ушло на строительство юго-западного обхода Могилева. И без костюковичского цемента здесь не обошлись – бетонная смесь состоит более чем на 40%. Монолитную «одежку» для 12-километровой магистрали М15 выбрали не случайно. За последние годы свободная экономическая зона приросла десятком новых промышленных предприятий. Транспортная нагрузка на город увеличилась в разы. Бетон хоть и дороже асфальта на 15-20%, но в перспективе окупается. 

Анатолий Лопатин, генеральный директор предприятия «Могилевавтодор»: «Первое преимущество – это долговечность. Порядка 25 лет – межремонтный срок. Если сравнить с асфальтобетоном – это 10 лет. А раз это прочная конструкция – это исключение колейности, трещин, ямочности и разрешение проезда всего вида транспорта круглый год без ограничительных мер».

Очевидно, скупой платит дважды. И по этой дороге решено не идти. Качество транспортных артерий – имидж государства. И Беларуси в этом вопросе краснеть не приходится. Ни перед гостями страны, ни перед самими белорусами. Потому одна из стратегических задач, которые Президент поставил на недавнем Послании белорусскому народу и парламенту – сохранить набранный темп развития инженерно-транспортной инфраструктуры. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Надо вернуться к масштабному строительству бетонных автомагистралей. За это спрос будет жесточайший. Я предупреждал отдельных членов правительства об этом. Ведь я же вас отвез и показал, как это надо делать, мы же закупили до этих еще санкций самое современное оборудование. Бетонные дороги – это наше спасение в наших погодных условиях, это долговечность. Это задача для правительства и местных органов».

В регионе за последние годы это уже третья магистраль из бетона. 

На подходе еще одна, уже в самом Могилеве – путепровод-дублер Якубовского-Загородное шоссе. Строят в 3 очереди, первую сдали в 2021-м, сейчас завершают вторую. Песок, щебень, армирующая сетка, асфальт – этот многослойный «пирог» – только подготовка под бетонное покрытие. Его укладкой займется спецтехника, которая прибудет на объект из столицы уже в ближайшее время. 7-километровая шестиполоска значительно разгрузит Минское шоссе и соединит новые микрорайоны (Казимировка, Спутник и Спутник-2) с городскими магистралями. Ввести в эксплуатацию весь объект планируют даже раньше срока (в середине 2024-го). Подход хозяйский – техника, отечественное оборудование, сырье и материалы – страховка от санкций железобетонная. 

Игорь Бушлеков, директор Могилевского областного управления капитальным строительством: «Вовремя будут поставки осуществляться. Это будет в дальнейшем эксплуатироваться, поддерживаться этим же производителем, какие-то гарантийные обязательства. И в то же время мы поддерживаем отечественных производителей, даем им работу». 

А вот и та самая спецтехника – суперсовременный комплекс по укладке бетона. Сейчас на капремонте, но уже в ближайшее время готов выйти на линию. Единственная импортная составляющая в деле отечественного строительства бетонных дорог, которой успели обзавестись еще до санкций. 80-тонный дорожный «комбайн» купили восемь лет назад. Свою надежность оправдывает – за это время закатал около миллиона кубов бетона. Разгоняется до крейсерской скорости от метра в минуту. 

Трасса Р-53 недалеко от Жодино – а это так называемый «бетонный завод». Гигантский агрегат перерабатывает и выпускает цементно-бетонную смесь как раз для того самого укладчика. Производительность – 240 кубов в час. Потери на качестве и количестве исключены – весовая и лаборатория работают здесь же. Из плюсов – еще и мобильность завода – переезд из одной локации в другую максимум за 10 дней. И это еще не все достоинства.

Михаил Корота, заместитель генерального директора строительно-монтажного треста №8: «Смесительная емкость у него, сама мешалка, она имеет объем 8 кубов, и один замес происходит в течение одной минуты. То бишь один замес – это одна машина. Нет сегрегации, что позволяет нам улучшить качество бетона. Все производится автоматически с пультового оператора, то бишь никуда ничего лазить не нужно. Оператор набирает на компьютере дозировку, он может переходить в течение одной минуты с одной смеси к другой смеси».

От агрогородков до крупных мегаполисов – с 2015-го в Беларуси возвели почти 180 километров «бетонок», строительство продолжится. Для этого в стране всего в достатке, а на выходе только плюсы – развитие инженерно-транспортной инфраструктуры, загрузка модернизированных мощностей цементной отрасли и гарантированная работа для стройтрестов. Уже в этом году реконструкция начнется на трассах Минск – Витебск и Логойск – Плещецы. Кроме дорожной сети в планах отремонтировать еще 13 мостовых сооружений. 

Подписывайтесь на нас в Telegram