​Дорожная ситуация

241

Жизнь – это движение. В современном мире, а тем более в больших городах эта поговорка особенно актуальна. Ведь, чтобы всё успевать, необходимо преодолевать большие расстояния. Помогают в этом службы такси. Уверен, у каждого из нас есть свои фавориты – кто приезжает вовремя, довозит быстро и много не берёт.

С приходом в Беларусь международных компаний конкуренция обострилась. Потребители от этого выиграли, ведь тарифы пошли вниз. Но рынок пассажирских перевозок нынешним летом лихорадит. Причина – объединение двух крупнейших платформ Uber и «Яндекс.Такси». Клиенты жалуются на сложности с вызовом машин, на качество автопарка, да и на стоимость поездки. Что происходит, выяснял Константин Степанец.

Ирина Лазурко, клиент Uber: «У них очень много достоинств – цена и быстрота заказов,и таксопарк – очень крутые машины, и, чаще всего, водители, которые следят за собой, вежливые – достоинств очень много».

Сервис Uber пришёл в Беларусь около трёх лет назад. Быстро, удобно, понятно, деньги снимают прямо с карточки, да ещё и дешевле, чем с привычных коротких номеров. В какой-то момент казалось, что повальная «уберизация» никогда не остановится.

Представители компании сообщали: «Минск стал чемпионом по скорости развития сервиса в Европе. Каждый месяц число наших пользователей прирастает на одну Марьину Горку или два Браслава. Более полумиллиона человек открывали приложение в Беларуси. Среднее время подачи автомобиля составляет 5,7 минуты. Средняя оценка водителей – 4,87».

«Ложки дёгтя» стали появляться постепенно. Поскольку сервис более понятен для продвинутой в техническом плане аудитории, негатив всплывал в основном в Интернете. Статус «сакраментального» получил вот этот чемодан. Фотограф собиралась лететь в Дубаи, на Uber – в аэропорт, оттуда в Москву и дальше. Но, вот незадача, по приезде в аэропорт выяснилось, что чемодан с аппаратурой так и остался у подъезда. Со слов клиента, ответ водителя на уместный вопрос был таков: «Второй чемодан не поместился в багажник, я его оставил. Счастливого пути!» Правда, сам он эти слова теперь отрицает. Деньги за ту поездку Uber вернул – в смысле, только за такси до аэропорта. Случались и другие ситуации.

Ирина, клиент Uber: «Такого хамства я ещё не видела. Было уже десять вечера. С маленьким ребёнком ждали минут 20, пока водитель туда-сюда кружил на наших глазах, не зная, куда ему ехать, а мы не в пустыне! Если ты водитель, то должен знать маршрут. Когда я добежала до него и попросила проехать 100 метров вперёд, и повернуть налево, он выскочил из машины и стал кричать, как это и куда он повернёт – поворачивайте сами. Я в шоке. Пять часов назад мы ехали и поворачивали. Потом я сказала проехать вперёд – мы подойдём к дороге. Мы с ребёнком, позднее время. На что он просто психанул и уехал».

Андрей – водитель Uber уже года полтора. Резонансную историю про женщину с ребёнком слышал. То, что его коллега «психанул» – конечно, неправильно, но корень конфликтной ситуации в банальном незнании города. Ну, и банальном воспитании, конечно.

Андрей Климовцов, водитель Uber: «Приезжают люди с областей на своих машинах, города особо не знают, полагаются на навигатор: навигатор не туда заведёт – клиент тоже не знает куда ехать. В такой ситуации понятно, что клиент возмущён. Не сказать, что я постоянно пользуюсь навигатором, но за полтора года наизусть выучил».

В начале этого года и вовсе произошло объединение двух крупных платформ по заказу такси онлайн: Uber и «Яндекс.Такси». Конечно, дела богатых мира сего по идее клиентов такси должны касаться в последнюю очередь. Да ещё и обещают, что будет только лучше.

Светлана Воронина, менеджер по коммуникациям Uber в России и странах СНГ: «Мы перевели водителей в Минске на единую платформу для работы с заказами. Благодаря этому водители смогут получать заказы и от пользователей Uber, и «Яндекс.Такси». Теперь машин доступных для вызова станет больше, и они будут приезжать к клиентам быстрее, а у водителей сократится холостой пробег. Это повысит надёжность и качество сервиса в целом. Заказать поездку по Uber можно с помощью новой версии приложения».

Со старта единая платформа заработала так, что некоторым клиентам прошлось вспоминать старые добрые короткие номера.

Филипп Биканов, клиент Uber: «Они навигацию поменяли по-особому, что маршрут выстраивается очень странно. Мне вот от Колоса до места моей работы предлагает ехать через Второе кольцо – это очень странное решение, такого раньше не было. Очень хотелось бы, чтобы они что-то починили или вернули всё хотя бы к старому варианту».

Филипп пользовался «Убером» фактически с момента появления сервиса в Беларуси, но теперь он клиент совершенно не лояльный.

Филипп Биканов: «К примеру, пропала такая базовая возможность – оплатить безналично. Предложение перестало предоставлять возможность выбирать вместо формы оплаты безналичный расчёт. Мне пришлось, например, водителю кидать деньги на телефон, потому что у меня просто не было с собой наличных. Суть Uber была в том, чтобы ни с кем не договариваться».
Кирилл Гаврилин, клиент Uber: Uber стал хуже во всех отношениях – само приложение – люди разное говорят: специально это сделали, чтобы другими приложениями попользовались, кто-то говорит, что это просто команда разработчиков, но в любом случае после обновления стало всё очень плохо».

По замыслу создателей сервиса на наличную оплату клиента в таких случаях переводят, если на счету недостаточно средств для оплаты. Но сообщать об этом в конце поездки – почва для многих конфликтов и таких ситуаций уже хватает. Да и новая система не без греха – даёт сбои. Некоторые клиенты утверждают, что средства-то на карточке были.

Андрей Климовцов, водитель Uber: «Многое поменялось… Заказов вроде как стало чуть меньше, потому что «Яндекс» у нас не так пользуется спросом, а Uber уже клиентуру хорошую здесь имел, поэтому машин стало больше, а клиентов столько же осталось, но заказов чуть меньше. Опять же, если брать приложение, возникают проблемы с карточками у клиентов».

В январе страна получила обновлённый закон об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках. Подобные ситуации в нём учли.

Сергей Дубина, начальник Управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь: «В соответствии с законом электронная информационная система – это система, которая предоставляет услугу в безналичном порядке. Более того, у пассажира после вступления закона на сегодняшний день есть право не оплачивать услугу, в том случае, если перевозка была осуществлена с выключенным кассо-суммирующим аппаратом, совмещённым с таксометром в случае, если его не было в автомобиле, и в случае, если эта услуга была оказана не посредством электронной информационной системы».

Представители онлайн сервисов верят в хорошее – так у «Яндекс.Такси» появилась оплата привязанной банковской картой, чего прежде не было. Кроме того, появился повышающий коэффициент.

Наталья Журавлева, руководитель международной пресс-службы «Яндекс.Такси»: «Он включается, когда спрос сильно превышает предложение и существует за тем, чтобы те, кому действительно нужно срочно уехать могли вызвать машину. В такие моменты на линию выходит больше водителей и коэффициент постепенно исчезает».

То есть поедут в первую очередь те, кто готов платить больше. Представители традиционных служб такси такую онлайн-регуляцию рынка называют едва ли не мошенничеством.

Олег Радкевич, руководитель службы такси 135: «Спекулятивное повышение тарифов в связи со спросом или снижением, когда спроса нет – это, наверное, не водители такси и диспетчерские определить, а должен, наверное, определить сам потребитель, возможно, при помощи регулятора – это на сегодняшний день городские власти – какой тариф должен быть в Минске».

Пока программисты «Яндекса» с Uber усердно борются с неполадками традиционные службы сетуют на то, что правила игры для них и для онлайн-сервисов разные. Можно вспомнить ещё и то, что в той же Франции водители обычных такси не просто сетовали – открыто протестовали, перекрывали автострады и даже участвовали в столкновениях с полицией. Белорусы в этом плане – спокойнее и просто ждут обновлённые правила перевозки пассажиров, которые должны-таки внести ясность. Если не в едином тарифе, то хоть в чём-то.

Единственное в Минске такси с вкусняшками и караоке. Как-то раз Сергей решил, что нужно давать клиентам не только услугу, за которую «уплочено», но и хорошее настроение.

Сергей Галда, водитель такси: «Интересный момент был. Парня с девушкой подвозил, они за 10 секунд засняли, что здесь ещё предоставляется, потом выложили в Интернет, и уже на следующее утро мне клиенты говорят, вы – Интернет-звезда. Я говорю, о чём вы?».

Такси-онлайн никуда из нашей жизни уже не уйдут – это факт. Но какими они будут? Покажут новые правила перевозки пассажиров, программисты этих сервисов и время, конечно же. Главное – не забывать чемоданы, ведь источник роста в бизнесе, построенном на работе с людьми – именно человеческое отношение.

Корреспонденты:
Константин Степанец

Комментарии 0

ico
Нет комментариев