В столицу прибыла «домашняя» коллекция Матея Радзивилла. Сразу раритеты изучили реставраторы: всё-таки позади более полтысячи километров. И теперь экспонаты главного вернисажа февраля привыкают к микроклимату Национального художественного.
За дверью, пока закрытой для тех, кто в музей по билету, живописный лик единственной де-юре королевы (Барбары) в роду де-факто «королей без короны». Это веками – о Радзивиллах. К выставке эксперты отобрали у небезызвестного князя Матея 99 реликвий. 5 из них (например, пояс 1767-80 годов, то есть один из первых) вывезли вообще только с разрешения польского минкульта.
Елена Карпенко, куратор выставки «Радзівілы: лёсы краіны і роду»: «Маката – это накидка с использованием металлических нитей (золочёных и серебряных). Абсолютно уникальный образец ткачества Слуцкой мануфактуры. У нас в Беларуси ничего нет подобного».
Среди бесспорных шедевров – полотно кисти романтика Яна Рустема. Ему позировал князь Константин. Он жил в Полонечке под Барановичами. Оттуда, к слову, линия нынешнего владельца изображений 20 поколений: в живописи, графике, на металле. «Своё» заново Матей (уже шестой в семье) собирал по аукционам.
Сергей Вечер, заместитель генерального директора Национального художественного музея Беларуси: «Юзаф Пешка, вядомая постаць у мастацтве 19 стагоддзя, ягоны партрэт Мацея Радзівіла таксама мы спадзяваліся, што будзе прадстаўлены тут. Але не ўдалося. Яшчэ некалькі работ Фалата засталіся».
Пейзажей мастера в собраниях нашей страны – единицы. Это при том, что некогда в столице Радзивиллов (тут она «от руки» Наполеона Орды) была целая комната Фалата. «Домашнюю» коллекцию князя Матея решили дополнить экспонатами из собрания Национального художественного.
Сейчас кураторы заняты развеской раритетов. На афишах будет портрет «Пане Коханку». Открытие экспозиции, в которой судьба семьи тесно переплетена с историей края в самом центре Европы, 27 февраля. Ожидают князя Матея.
Подписывайтесь на нас в Telegram