Дмитрий Крутой – об интеграции экономик Беларуси и России, белорусских портах и западных санкциях

 Дмитрий Крутой – в эфире программы «Наше время»

Дмитрий Крутой – об интеграции экономик Беларуси и России, белорусских портах и западных санкциях

Крепкая и образцовая экономическая интеграция у Беларуси с Россией. Последние годы, вопреки и благодаря западному давлению, стали рекордными по ряду направлений в отношениях Минска и Москвы. О достижениях в интервью программе «Наше время» рассказал посол Беларуси в России Дмитрий Крутой.


Дмитрий Крутой: «Триггером роста поставок на российский рынок послужили западные санкции. Вопрос переориентации 10,5 млрд долларов экспорта в дружественные страны, в частности, в Российскую Федерацию, был по большому счету вопросом выживаемости нашей экономики, стресс-тестом на ее устойчивость. Здорово, что это получилось. Мы за два года приросли в экспортных поставках на российский рынок на 8,5 миллиардов долларов. Это прекрасный результат, который стал следствием комплекса факторов. Наверное, важнейший из них – это логистика, это новая логистика переориентации наших грузов, задействование возможностей российских портов. Вторая важная составляющая – это, конечно, работа финансовой и банковской системы. По итогам прошлого года 92% расчетов – это национальные валюты, российский и белорусский рубль. Это огромная цифра, у нас тоже никогда такой цифры не было. И третий важный момент – это реализация ряда важных инвестпроектов. Первый – это, конечно, программы импортозамещения, это программы поставки наших комплектующих, наших компонентов на российские предприятия. В первую очередь, машиностроительные. По большому счету, это одна из первых задач, которую поставили наши президенты на их встрече после введения этих санкций, где нужно было очень быстро раскрутиться, увеличить объемы, найти эти ниши, найти партнеров. На протяжении двух лет в рамках поездок премьер-министра в российские регионы, моих поездок мы посетили все крупнейшие российские предприятия, которые готовы были с нами сотрудничать. Хочу сказать, что с каждым из них мы имеем среднесрочные программы поставки комплектующих и автокомпонентов. Наверное, это один из немногих сегментов в том числе нашей экономики, которые добавили не на проценты, а на порядки процентов. Второй важный сегмент, который находился фактически на нулевой отметке, - это авиастроение. Отдельно по этому блоку на последнем Высшем госсовете наши министры промышленности докладывали лидерам стран. Президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин поддержал особо именно этот блок. И еще раз пригласил белорусов очень активно, настойчиво, где-то даже агрессивно входить в эти программы комплектации авиастроительных предприятий России. Все модели самолетов, которые в 2024-2025 годы будут вывезены в гражданский оборот, везде белорусы должны видеть себя. Таких историй, которыми мы в предыдущие годы не занимались вообще либо занимались недостаточно, их на самом деле много. Это и станкостроение, это и микроэлектроника, это и судостроение».

Посол рассказал о белорусских портах в России.

Дмитрий Крутой: «Четыре основных маршрута, которые обсуждались лидерами наших стран на последней встрече, – это, конечно, порты Балтики как базовый наш маршрут. Важнейшее направление – Мурманск, северный морской путь. Параллельно мы рассматриваем возможность участия в программе строительства атомного флота, который будет обеспечивать соответствующую навигацию в сложных погодных условиях. Почему эта тема взлетит в ближайшее время, как говорят наши транспортники? Интерес того же Китая. Китай со своей стороны очень активно сейчас тестирует и на примере Мурманска, и на примере Архангельска и других портов на северном морском пути этот маршрут. Мы видим, как каждый год кратно растет количество заявок на перевозку грузов в  Китай по этому маршруту. Безусловно, это связано с геополитикой, ситуацией в Красном море, Суэцком канале. Еще один важный маршрут – Дальний Восток. Дальневосточные порты мы тоже не сбрасываем со счетов. Четвертое – это север и юг. У нас на сегодняшний день 20 портов, отличные перспективы не только в части классической перевалки наших грузов, но и вхождение с инвестиционным портфелем в эти проекты. Когда мы будем иметь свой флот, мы будем иметь свои суда, мы не будем зависеть ни от западной инфраструктуры, ни от инфраструктуры недружественных стран. Мы будем владельцами всей полноценной инфраструктуры, сможем регулировать экономики этих логистических затрат самостоятельно. Это задача максимум. Думаю, она будет решена в ближайшие 2-3 года».

Крутой подчеркнул, что россияне и белорусы оказались в «одной санкционной лодке».

Дмитрий Крутой: «Наиболее ярко это проявляется в транспортной сфере. Здесь наши госорганы и субъекты хозяйствования работают на образцовом уровне. Самый характерный пример ответа на ваш вопрос, конечно, лежит в сфере промышленности. Это недоверие на уровне “иностранец – не иностранец”, “ваш товар – не ваш товар”, оно присутствовало. В последние годы это единичные случаи, которые нужно еще с трудом вспомнить. Все-таки наши отраслики научились тоже работать дружно, оказавшись в одной санкционной лодке».

По словам дипломата, глупо говорить об утрате белорусского суверенитета из-за активной работы на российском рынке.

Дмитрий Крутой: «Это абсолютный абсурд. Даже исходя из простой вещи: наш договор о союзной интеграции подписан в 1999 году. В этом году юбилей – 25 лет. Базовый первый пункт, первый блок, главная первая цель – это единое экономическое пространство. То есть все то, чем мы сейчас занимаемся, это попытка построить это единое экономическое пространство, создать равные условия для наших производителей, для работы на российском рынке, для российских производителей, для работы в Беларуси. Все это абсолютная глупость. Эта мантра давным-давно устарела. Являясь представителем Беларуси и во Всемирном банке, и в Европейском банке реконструкции и развития, в своих предыдущих должностях проведя сотни переговоров и с политическими кругами Западной Европы, и с руководителями конкретных предприятий, я мог рассказать, что предлагалось нам в то время именно в части инвестиций. Потому что мы всегда предлагали им создавать предприятия в нашей республике. У них действительно финансовые инструменты на тот момент по уровню процентных ставок были довольно привлекательными. Но особых инвестиционных проектов, к сожалению, не получилось. За исключением точечных примеров. Потому что первым условием, которое они выставляли, всегда это был прямой доступ на российский рынок. Получается абсолютнейший парадокс. Западные инвестиции, которые не рассматривались на тот момент нашими оппонентами как утрата нашего суверенитета, к нам не шли, потому что не было прямого доступа на российский рынок. Сейчас, когда мы пытаемся этот доступ и бесшовное экономическое пространство выстроить с Россией, рассматривается… Абсолютная глупость. Нам нужно делать свое дело и реализовывать те программы и намеченные планы, которые утвердили наши президенты».

Подписывайтесь на нас в Telegram