Приоритет Беларуси как социального государства очевиден – это человек, его благосостояние и комфорт. Глава государства не единожды подчёркивал: этот вектор в стране останется неизменным. Причём есть категории граждан, которые в защите нуждаются больше других. Например, пенсионеры или многодетные семьи. Однако основная масса белорусов – это люди трудоспособного возраста, то есть коллективы предприятий.
Их интересы, причём конкретные проблемы, решают профсоюзные комитеты. И вроде как о пользе таких объединений известно давно и всем, профсоюзы – это и общемировая практика и пример позитивного наследия Советского Союза. Но вокруг таких объединений нет-нет, да и возникают дискуссии. Должны быть профсоюзы или могут быть? И для кого выгодна эта дискуссия – вряд ли для работников! И почему некоторые частные фирмы открещиваются от самой мысли позволить своему коллективу сформировать профсоюз?
У некоторых граждан есть странная привычка – оставлять свой автограф на документах, не читая содержания. А потом считать себя обманутым.
Большая доля обращений на «горячую линию» ОНТ как раз и начинается со слов: мол, ко мне пришли, предложили, я взял, расписался, не читая текста, а сейчас – спасите-помогите. Хватает и людей, кто не читает свой контракт. В этом случае, правда, речь не о проблемах, а об упущенных возможностях. У большинства людей есть инструмент профсоюзной организации, но именно инструмент. Меня зовут Игорь Тур, и сегодня я дополню тему вчерашней встречи Президента с главой Федерации профсоюзов.
Есть три категории граждан с разным отношением к профсоюзам. Первая – те, кто с удовольствием вступил и состоит, им объяснять плюсы не нужно. Вторая категория – граждане, которым всё равно: все пошли – и я пошёл, для них, наверное, объяснения не нужны в принципе. Третья категория граждан делится на два вектора: те, кто не вступил или вышел из профсоюза на предприятии, и тех, кто состоит, но ворчит, мол, это ничего мне не даёт, а я только отчисляю процент от зарплаты. Как раз третья категория граждан вчера активно обсуждала вот эти слова Александра Лукашенко.
Давайте разбираться. Есть два условных кафе, которые временно закрываются из-за падения выручки в пандемию. В первом – профсоюза нет, и наниматель увольняет часть персонала, остальных переводит на минимальную оплату труда, как и записано в контракте. У кого есть возражения – идут к директору на разговор, а они, как правило, заканчиваются безоговорочной капитуляцией наёмного работника. Во втором кафе есть профсоюз – и к директору идёт его председатель, и от имени всего коллектива обращается к директору: ты, приятель, неправ, оставляя людей без денег, ты обязан компенсировать издержки, а откажешься – мы будем отстаивать свои права в суде. Во втором случае чаще наступает вынужденный компромисс.
Давайте честно. Любой наниматель стремится к тому, чтобы получать от своих сотрудников больше работы за меньшие деньги. Точно так же любой сотрудник стремится получить наибольшую зарплату при наименьших усилиях. Им нужно найти компромисс, чтобы и волк был сыт, и овцы целы. Но если на предприятии 500 сотрудников, то достичь 500 отдельных компромиссов – это сложно и долго. Для этого и нужен профсоюз, представляющий интересы всего коллектива.
Отношение к так называемым официальным профсоюзам (это формулировка самого Президента) у людей может быть разным, это их право. Но что касается в целом инструмента защиты коллектива от понятного стремления нанимателя получить больше и платить меньше – вот хороший конкретный вопрос коллег и конкретный ответ главы профсоюзов.
Нигде не сказано, что профсоюзы должны быть теми, Федерацию которых возглавляет Михаил Орда. Хотя, безусловно, это самая массовая и мощная организация в стране, и логично, что она и должна вырабатывать базовые рекомендации, какими должны быть профсоюзы в коллективах. Дальше – решения за коллективами. Но за ними, а не за нанимателями. Скажу, как есть: если владелец бизнеса решит поиграть в политику и прикрыть своё предприятие, у коллектива должна быть возможность и сила сказать «нет!», если для них важнее, будет ли дома что покушать. И что здесь несправедливого? У коллективов должна быть возможность защищать себя, нравится это частному бизнесу или нет, – будет именно так.
Дальше – коллективный договор, о котором вчера тоже говорили Александр Лукашенко и Михаил Орда. Вот у меня в руках договор коллектива ОНТ на 2018–2021 годы. Я, для начала, убеждён, что далеко не все мои коллеги его читали, и это плохо. Ведь если его не прочесть, то кажется, что профсоюзы – это только скидки в санаторий и подарки детям на Новый год. Нет.
Опять же, на конкретном примере – глава четвёртая «Дополнительные гарантии», пункт 28 «Дополнительные гарантии и компенсации женщинам, матерям и отцам, воспитывающим детей», подпункт 5 – «Наниматель обязуется предоставить трудовой отпуск в один и тот же период супругам, работающим у Нанимателя». Как этот пункт, которого нет в Трудовом кодексе, появился? Коллектив (а у нас, знаете ли, работа специфическая, мы в офисе по 7 дней в неделю, и браки внутри телеканала – дело привычное) решил, что муж и жена, уходящие в отпуск вместе, – это правильно. С этим согласились все, это было обозначено Нанимателю, который, может, и не был в восторге, но согласился.
Другая ситуация, и это реальная история. Тоже пара, тоже сотрудники ОНТ, хотят уйти в отпуск вместе, не состоят в профсоюзе – это уже их личный вопрос. Они могут договориться с Нанимателем, а могут и не договориться. Потому что они не договорились с коллективом, а уход двух сотрудников может быть для коллектива неудобен. Но, скажем, если я женюсь на ком-то из красавиц-коллег, я буду вправе рассчитывать на поддержку своего коллектива, потому что сам, как мог, коллектив годами поддерживал, поддерживал тех, кому нужнее. Ну, а если ты решаешь, что проблемы и задачи коллектива – не твои, то будь любезен и показательно отказаться от преимуществ, которых коллектив добился через профсоюз. И что здесь несправедливого?
Не скидки на путёвки и не отпуск вместе с коллегой по кабинету – суть профсоюзов. Не для этого мы отчисляем процент своего дохода. За эти деньги глупо ждать, что придёт председатель профкома и устроит коллективу рай. А мы, работники, сидим и ждём этого райского наслаждения. Профсоюз – это инструмент, действие совершает работник или группа работников. Если я, например, решу, что было бы неплохо получать выходные в субботу и воскресенье хотя бы дважды в месяц (а у нас плавающий график, это реально не так просто) – я знаю, что я буду делать. Я поговорю с коллективом, найду единомышленников, обозначу это профсоюзному лидеру – и мы вместе придём к Нанимателю. И он нас выслушает, потому что нас – много. А если я один, такой красивый и талантливый, приду к Нанимателю, то не факт. Но идея должна исходить от меня, от сотрудника. Не молчите, говорите со своими профсоюзами.
Ведь профсоюз – инструмент силы для работника. Пользоваться или нет – право каждого сотрудника. Но быть он должен и на частных предприятиях тоже.
Подписывайтесь на нас в Telegram