Сегодня отмечают День театра служители 28 профессиональных и сотен самодеятельных театров Беларуси. Говоря о театре, мы, как правило, имеем в виду обычный театр, в котором в качестве артистов выступают люди. Конечно, таковых больше, они привычнее.
Но статистика – упрямая вещь: большинство гран-при с международных конкурсов нам привозят театры кукольные.
Реализм, символизм, авангард… Персонажи спектаклей государственного театра кукол и сами – произведения искусства. Но весь их магнетизм чувствуешь, когда кукла начинает оживать.
Владимир Грамович, актёр и режиссёр Белорусского государственного театра кукол: «И когда все люди погрязли в разврате и блуде, тольки три праведника супративилися дьяволу. И задумал дьявол их погубить».
Классическая сказка уже который сезон собирает полный зал. Для многих именно в театре кукол и начинается знакомство с искусством сцены.
Саша Бавтрук, зритель: «Да, “Дядюшка Ау” мы смотрели. Вот уже второй раз смотрели “Кот в сапогах”. И про зверей смотрели, там показывали».
Елена Герасимова и Лев Герасимов, зрители:«Мы ходим в театр молодёжи. Сюда решили прийти. То есть здесь первый раз, но очень понравилось. И кот был очень смешной. Правда? Боялся, переживал, что будет страшно, потому что по книге ему страшно было. Но на самом деле было очень весело».
Другую сказку государственный театр кукол на этой неделе рассказывал и показывал в Могилёве. Откровения ведьм стали театральным событием прошлой осени и продолжают шокировать по весне. Отголоски немецких сказок и Метерлинка, леденящие кровь истории – только для зрителей 18+. Впрочем, некоторые оригинальные сказки братьев Гримм – тоже не стоит читать на ночь.
Светлана Аникей, актриса Национального театра имени Янки Купалы: «Здесь больше пространства для воплощения. У меня был такой трепет, в них есть что-то такое – глубина, которая спрятана за технику».
Свою постановку «На дне» Игорь Казаков назвал экзистенциальной драмой в двух актах отчаяния. Ещё молодой, но уже главный режиссёр Могилёвского областного театра кукол, получил на этот спектакль грант Президента. А «Гамлет» Казакова в жанре «трагифарш» несколько лет назад стал обладателем гран-при фестиваля «М.@rt.контакт». Новая постановка оказалась не менее футуристической и весьма технологичной. Одни только куклы чего стоят. И здесь их силиконовые тела как раз за натуральность образов.
Игорь Казаков, главный режиссёр Могилёвского областного театра кукол: «Для нас для всех эта такая принципиально новая система управления. Мы никогда не работали с такими куклами, поэтому очень долго и упорно мы занимались тем, чтобы освоить, чтобы это работало».
Никита Запаскин, художник-конструктор Могилёвского областного театра кукол: «Да, это, получается, сочетание переднего и заднего плана, вот. И на переднем плане появляется маленькая фигура, а на дальнем – большая. Ну, это такие перспективные уловки».
Владимир Андреенко, директор Могилёвского областного театра кукол: «Мы ставим не только взрослые спектакли. Вот сейчас, например, готовим постановку известного произведения «Муха-Цокотуха», его у нас ставит брянский режиссёр. И я считаю, что это будет опять интересно. У нас называется проект «Другая сцена» по-белорусски, где мы проводим проект для детишек от двух до четырёх. Это они находятся на подушечках. Родители находятся. Сами участвуют в этом проекте. И Вы знаете, билетов на эти спектакли, которые проходят по выходным, практически нет».
Работа с куклой – задача сложная. Мало научиться управлять механизмом её движений, необходимо сделать так, чтобы зритель забыл, что куклой управляет человек.
Минский областной первый среди кукольников замахнулся на Макиавелли. Премьера «Мандрагоры» намечена на апрель, но нашей съёмочной группе разрешили уже сейчас понаблюдать за подготовкой. Эпоха Возрождения, тонкий юмор и необычайно симпатичные персонажи стоят того, чтобы отправиться этой весной в Молодечно, культурную столицу 2016.
Николай Андреев, главный режиссёр Минского областного театра кукол «Батлейка»: «И Фауста Жюжда ставит, Лелявский ставит серьёзные вещи. Могилёв вообще поставил «На дне». Разные попытки, ну, и хорошо! Мне ближе театр юмора».
Татьяна Чаевская, ведущий мастер сцены Минского областного театра кукол «Батлейка»: «Кукла – это мистическое создание, всегда очень увлекательно познавать новую куклу в спектаклях, которые идут много лет, открывать в куклах новое».
В «Батлейке» сейчас в репертуаре 38 постановок – классические сказки, необычные истории и захватывающие приключения. За 25 лет театр не закрывался ни на один день – даже во время реконструкции. Возможно, вот она – машина времени, способная вернуть в детство.
Михаил Асанович, ведущий мастер сцены Минского областного театра кукол «Батлейка»: «Приходят дети с родителями, и смотришь в глаза родителей – а там столько детскости, слишком рано мы взрослеем».
На первой сцене страны – те, без кого наш театр был бы совсем другим. Десять наград за вклад в развитие культуры, две из них – артистам театров кукол: областного могилёвского и белорусского государственного. На праздник принято приглашать гостей, и зрители Купаловского сегодня отправятся в необычное путешествие – на авиалайнере «жАрт to you» по маршрутам театрального закулисья.
Подписывайтесь на нас в Telegram