День рождения Минска: о тех, кто по кирпичику восстанавливал город после Великой Отечественной. Как это было?

День рождения Минска: о тех, кто по кирпичику восстанавливал город после Великой Отечественной. Как это было?

Вы знали, что Минск старше Москвы, Берлина, Стокгольма, Варшавы, Вильнюса и многих других столиц? И если, например, про Стамбул говорят – город контрастов, то белорусская столица – это город-феникс. За многовековую историю Минск 18 (!) раз сгорал дотла и снова возрождался. Но, пожалуй, самые страшные испытания на его долю выпали в годы Великой Отечественной. Немцы превратили город в руины. Но он снова восстал. И сегодня, празднуя очередной день рождения нашей столицы, не можем не вспомнить о тех, кто по кирпичику ее восстанавливал, делал и продолжает делать все, чтобы минчане и гости чувствовали себя здесь еще уютнее и комфортнее. Ведь город это не дома и не стены, а люди.


Слезы счастья, цветы и улыбки. Так встречали минчане солдат Красной армии – освободителей!  После долгих 1100 дней оккупации. Старожилы вспоминают: тогда и не думали, что впереди, – просто момент, просто радость. После горькое осознание – послевоенный Минск практически полностью разрушен. Многие люди остались без крыши над головой. От капитальной застройки осталась хорошо, если пятая часть. Среди них – Дом правительства, Купаловский театр, Большой театр оперы и балета, стадион «Динамо».

Главный архитектор современного Минска не сдерживает слезы, рассказы бабушки, которая родилась и в 40-х жила в белорусской столице, навсегда врезались в память. Когда пришла война, ее бабушка была совсем юной студенткой – жила в коммуналке, в одной комнате – 12 человек, военное лихолетье кое-как пережили. Но предстояло еще много работы. Осиротевший, но несломленный Минск нужно было восстанавливать. И люди единым фронтом взялись за работу, начали с разбора завалов.

Ольга Верамей, председатель Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома: «Она мне рассказывала, как они ходили, разбирали кирпичи после работы, после того, как заканчивали рабочий день, они шли дальше, они помогали восстанавливать город».

Город был настолько разрушен, что перед советским правительством встала дилемма – отстраивать заново, в нескольких километрах от руин, или возрождать из пепла. И все же решили восстанавливать.

«Вот это здание было восстановлено одним из первых после войны, вокруг еще лежали руины, это был дом, где жило, особенно в угловом подъезде, здесь были большие квартиры, руководство страны, секретари ЦК».

Пересечение улицы Карла Маркса и Комсомольской. Это один из самых красивых уголков и сегодня. Часть главного архитектурного ансамбля – отсюда началось строительство города. Мало кто знает, но восстановление уже шло, когда война еще не закончилась – готовилась концепция развития города – идеального.

Георгий Потаев, профессор кафедры «Градостроительство» Белорусского национального технического университета: «Вот эта помпезная архитектура, так называемый сталинский ампир, это и вытекающее отсюда решение, то есть неоклассика, повторение эллинской, древнеримской архитектуры. Дома строились хорошие, качественные. Правда, в большинстве домов здесь деревянные перекрытия, хотя такие дома сотни лет стоят во многих исторических городах».

От городских руин уже в 52-м году ничего не осталось. При этом людей становилось все больше, белорусская столица к тому же превратилась в сборочный цех Союза – автомобильный и тракторные производства, радиозавод привлекали на работу специалистов, и им нужно было где-то жить. Так появились культовые «панельки».

«Вот здесь 45 лет назад было чистое поле, а сейчас построены многоэтажные жилые дома, живут люди. Движется транспорт. Жизнь кипит».

Московский – один из 9 районов столицы. Пусть сегодня не самый большой – здесь проживает 310 тысяч человек, в Бресте, к примеру, не намного больше, но один из самых молодых и динамичных. А ведь на его месте еще не так давно была деревня и пахотные земли. По сути, Минска здесь не было. А 15 лет назад и вовсе людям на территории того же микрорайона Брилевичи выделяли две сотки под посадку картошки. Даже не верится – теперь многоэтажки, магазины, школы, детские сады, дороги, парки и велодорожки.

Владимир Танкевич, заместитель главы Администрации Московского района г. Минска: «Нужны были такие микрорайоны, где люди могли бы получить квартиру. Я еще пришел на работу в Московский район, у нас на улице Грушевской, по улице Декабристов находились бараки еще 39-го года постройки. Недавно "Беларусьфильм" снимал фильм на данной территории, обнеся колючей проволокой. В настоящее время, конечно, данное жилье недопустимо. Бараки снесены, на территории возводится многоэтажное жилье. По Конституции одно из прав – это право на жилье. Жить, растить детей!»

И здесь Минск столкнулся с типичной проблемой крупных городов – начал задыхаться от транспорта. В Советском Союзе существовало негласное правило – метро мог получить только город, население которого достигло миллиона жителей.

Алексей Серёгин, начальник предприятия «Метрострой» (1995 – 2007 г.): «Когда было принято решение строиться, первые сюда были направлены, будем говорить, десант что ли – два проходчика, два водителя, один крановщик и вот я вместе с ними. И мы таким небольшим коллективом практически круглые сутки принимали материалы. Иногда действительно так работали, что, как говорится, не за страх, а за совесть».

Первая свая в основание будущей станции метро «Парк Челюскинцев» была заложена в июне 77-го года. Стройку тут же определили как важнейшую для страны. Алексей Серёгин – легенда метростроения, хорошо помнит – практически одновременно сооружали 8 станций, причем трудностям вопреки.

Алексей Серёгин, начальник предприятия «Метрострой» (1995 – 2007 г.): «Все они как-то родные, но особенно часто все упоминают, те, кто давно работал, – это проходка под Свислочью – неординарная работа, работа по проспекту, сейчас это проспект Независимости, где котлованы были непосредственно под фундаментами зданий. Тот же театр Янки Купалы. Там фундаменты являлись продолжением котлована. Даже не верится, что на такой глубине и рядом стоит такой прекрасный театр и театр цел, не потрескался ничего, он, конечно, был укреплен. Казалось, мы работали на грани фола. Но все это было продумано».

Участок от «Института культуры» до «Московской» строили семь лет. Первая поездка в метро в день открытия летом 84-го года для многих горожан стала одним из самых запоминающихся событий. И ни на что не похожий запах метро теперь ассоциировался и с Минском.

«Сейчас видите, уже пошла ламинированная фанера, поверхность гладкая, ровная получается. Из нее только шкафы делать».

Алексей Серёгин и сегодня при необходимости консультирует коллег. Правда, признается, воды много утекло – сегодня уже три линии подземки. В 23-м году откроется и станция «Лошица». По сути, под Минском вырос еще один город – подземный, и протяженность его – более 40 км.

Леонид Стухальский, генеральный директор предприятия «Минскметрострой»: «Тенденция такая развития – это беспилотный поезд. Третья линия запроектирована уже на эту тенденцию. Уже поставлены автоматические двери, которые позволяют, будем говорить, расширить эти функции, система управления уже там запроектирована. Надеюсь, в ближайшем будущем, когда третья линия разовьется больше, не 4 станции, а 7-10, начнется апробация беспилотного поезда».

Сегодня понятно, метро решает важнейшую задачу – бережет экологию. В том числе благодаря ему Минск получил репутацию чистого города. В прошлом году американское издание Ceoworld magazine включило белорусскую столицу в топ-5 самых чистых городов мира. И Минск – на втором месте. Не это ли причина, чтобы побывать здесь? Это же советует еще одно зарубежное издание. Французское Le Figaro в 20-м году включило нашу страну и столицу в топ-20 туристических направлений. Так что, добро пожаловать! Проехать по велосипедным дорожкам, которые есть сегодня практически в каждом районе, прогуляться по самому длинному проспекту Европы – 15 км проспекта Независимости включены в список мирового наследия ЮНЕСКО, а по дороге любоваться сталинским ампиром, балюстрадами и милыми закоулочками. Перечислять достоинства Минска можно бесконечно, а можно просто его любить.

А что же дальше? Как огромный живой организм, он развивается и растет. И как более 75 лет назад ее бабушка по кирпичу разбирала послевоенные руины, чтобы город возродить, Ольга Верамей сегодня шаг за шагом трудится, чтобы город был комфортнее и краше. Чтобы не предать память предков и сохранить для потомков – генеральный план столицы ждут изменения.

Ольга Верамей, председатель Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома: «С учетом городов спутников, с учетом окружения города Минска, в настоящее время ведется корректировка, собираются исходные данные, обращение идет в организации, предприятия, что они думают о перспективе развития своих предприятий, зданий, сооружений, которыми они владеют, и подготовить экономический анализ целесообразности выноса предприятий, допустим, которые воздействуют на окружающую застройку, либо же сохранение объектов». 

Каким точно он будет? Сейчас можно лишь гадать. Одно точно – еще красивее и комфортнее! Чтобы жить и растить детей, наслаждаться прогулками по столичным улицам и паркам, встречаться с друзьями и, конечно, вместе с родным Минском развиваться и работать. Как сейчас, но чуточку лучше!

Подписывайтесь на нас в Telegram