ЦТ показало себя хорошо, но есть и недостатки. Как Президент поручил совершенствовать вступительную кампанию в стране

К выработке новых правил, по сути, шли поэтапно. Прошли два важных республиканских педсовета с участием Главы государства. 

ЦТ показало себя хорошо, но есть и недостатки. Как Президент поручил совершенствовать вступительную кампанию в стране

Плох тот выпускник, что не мечтает стать студентом. Но прежде, чем наступит лето – то самое жаркое в жизни каждого молодого человека, зима – самое время определиться и наконец окончательно – с правилами вступительной кампании. Они так часто менялись! Да, централизованное тестирование в свое время купировало коррупционную болезнь – и это «плюс». Но есть и жирный «минус» – за цифрами и шифрами сертификатов ведь не рассмотреть «горящие глаза» будущего инженера или врача. В общем, аргументов из серии «за», «против», «а может быть» – множество, и от них у будущих абитуриентов и их родителей голова кругом. 


Виктория Масель учится в педагогическом классе. Еще не закончила школу, но уже все распланировала. В 34-й школе Гродно своим выпускникам действительно готовы предоставить место у доски еще с третьего курса. Ждут и с дипломом. Частью педагогического коллектива целевики станут гарантировано. 

Наталия Потапейко, учитель физики СШ №34 г. Гродно: «Я очень горжусь Викой, то, что она выбрала именно эту профессию, будет поступать по целевому направлению и в будущем станет моей коллегой. Это большой плюс для системы образования, потому что дети, которые уходят и учатся из нашей школы, они учатся и возвращаются обратно в родные стены». 

И таких примеров будет много по всей стране. Условия целевой подготовки изменились. Во-первых, территориального признака больше нет. Во-вторых, для некоторых специальностей целевой набор может достигать более половины контрольных цифр приема. 

Игорь Карпенко, председатель Центризбиркома Беларуси, министр образования Беларуси (2016–2021): «Те, кто будет идти по целевому направлению, будет сдавать внутренний экзамен до начала вступительной кампании. Т. е. у него будет шанс попробовать себя на внутреннем экзамене. Если вдруг он не пройдет по тем или иным причинам, то он сможет прийти еще и в обычную кампанию, т.е. расширяются определенные возможности, в том числе и увидеть абитуриента». 

А вот это главный постулат будущей вступительной кампании, который сформулировал Александр Лукашенко. И чтобы его выполнить, все причастные – а это и чиновники, и ректоры вузов, и педагоги, и родители – проделали большую работу. И на это ушел не месяц, и не год. Поэтому на тематических совещаниях у Президента и нынешний, и экс-министр образования. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Наша задача как государства обеспечить молодежи наиболее широкие – подчеркну, нашей – возможности для профессионального становления и развития в стране. О тех, кто ищет сиротского хлеба за границей, даже говорить не стоит. При этом вступительная кампания в вузы не должна быть лотереей или удачным стечением обстоятельств для отдельных абитуриентов. Нам нужно сформулировать механизм работы сферы образования на перспективу». 

К выработке новых правил, по сути, шли поэтапно. Прошли два важных республиканских педсовета с участием Главы государства. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Мы с вами должны посоветоваться, как будем решать те вопросы, которые встали перед образованием во весь рост». 

В 2017 году Александр Лукашенко уже прямо говорил, что будет хорошо, если удастся систему поступления в вузы построить так, чтобы абитуриент показывал и знания, и логику, и творческое мышление. 

В 2021 году разговор о будущем образования (вплоть до 2030-го) продолжили. С предыдущего педсовета прошло четыре года, и очень насыщенных. Пандемия, которая заставляла перестраивать учебный процесс, уходить в онлайн, 2020-й год, когда храмы науки – школы и вузы – пытались осквернить. Т.е. стрессовых ситуаций было много, и поводы для перезагрузки сферы были. Разные. И педагогическая общественность это понимала. «Веер» сертификатов и выбор профессии в диапазоне от физика до лирика приводила многих ребят к разочарованию. 

Татьяна Якубович, председатель центрального комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки: «Как бывший первый проректор, я очень часто сталкивалась с такими студентами, которые приходили после первой сессии, после первого года и просили перевести на любую другую специальность, потому что "это не мое"».

Татьяна Якубович была на этих педсоветах. К работе по перезагрузке системы с коллегами, а это 600 тысяч человек, присоединилась основательно. Этот отраслевой профсоюз – самый массовый и самый эффективный социальный партнер для Министерства образования. 

Татьяна Якубович, председатель Центрального комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки: «Мы включились в процесс обсуждения в наших трудовых педагогических коллективах, и, конечно, многие педагоги высказывали мнение о том, что, наверное, второй централизованный экзамен не должен быть, наверное, математика, а должен быть по выбору обучающихся». 

Были у педагогического сообщества и оправданные вопросы к содержанию испытаний, которые они адресовали в том числе и учителю года-2011 Инессе Зубрилиной. 

Инесса Зубрилина, заместитель председателя Белорусского педагогического общества, председатель Ассоциации учителей-методистов «Стремление»: «Безусловно, формат теста, он требовал немного изменений. Наличие открытых заданий, заданий, возможно, нестандартного характера, где они могли бы продемонстрировать не просто знания, но и компетенции, ценностные установки, они, безусловно, были необходимы». 

Новый формат вступительной кампании снизит нагрузку на школьников раза в два и повысит их мотивацию. 

Андрей Иванец, министр образования Беларуси: «Когда формула поступления будет 2 централизованных экзамена (это один язык, второй предмет по выбору, в зависимости от того, по какому направлению молодой человек хочет выбрать свою образовательную траекторию). И один дополнительный централизованный экзаменов в виде ЦТ и, безусловно, аттестат. Это позволит осознанно выбрать направление: инженерно-техническое, естественнонаучное, педагогическое». 

Принимать экзамен предлагают в аудиториях колледжей и университетов, поэтому часть школьников придется привозить для сдачи экзамена. Более того, процесс уже репетировали в некоторых районах. Да и в целом практика сдачи испытаний на нейтральной территории не нова. То же ЦТ сдают вне школьных стен. 

Елена Богданович, первый заместитель начальника главного управления по образованию Витебского облисполкома: «14 мая и 21 мая они сдадут выпускные экзамены в форме централизованного экзамена. 9, 10 июня у них пройдут выпускные вечера. В привычные для нас сроки пройдет ЦТ. Победители олимпиад, учащиеся классов спортивной, педагогической направленности, они уже на выпускных вечерах будут понимать, что они студенты тех или иных вузах. Это тоже здорово». 

Минуя статус абитуриента, стать студентами смогут и учащиеся Национального детского технопарка, если получат рекомендацию наблюдательного совета. Отбор и так строгий. Бонус может быть и у ребят, которые чуть-чуть не дошли до финала олимпиад.

Андрей Иванец, министр образования Беларуси: «Те ребята, которые являются победителями 3 этапа республиканской олимпиады, т. е. областного уровня. Мы полагаем, что это тоже очень достойные молодые люди, которые должны иметь возможность поступить в региональный вуз без экзаменов».  

Ставку на удачное выступление на олимпиаде по белорусскому языку делает и выпускница столичной гимназии Лола Тонкевич. Хотя хорошо знает и математику, и физику. Идет на золотую медаль и уверена, что от локации результат экзамена не зависит. 

Лола Тонкевич, учащаяся гимназии №61 г. Минска: «Главное все-таки знания. Думаю, что нагрузка снизится, потому что если раньше надо было сдавать математику, историю, английский, сейчас этого нет, и школьникам проще готовиться к тем предметам, которые они будут сдавать на экзаменах». 

Ее мечта – стать студенткой факультета международных отношений БГУ и налаживать выгодные связи с восточными странами. В решении поддерживает и мама. Чтобы дочь выучила персидский язык – мечтал и отец. Лола – натура творческая, но тяга к дипломатии все же перевешивает, и не из-за поддержки родителей. Хотя профориентация бывает разной. И взрослым зачастую виднее. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Я не видел себя историком – теща заставила. Я хотел быть журналистом, на факультет журналистики готовился. Теща сказала: "Нет, не надо это, ты будешь хорошим историком – иди сдавай экзамены". Я думаю: "Ну ладно. Может, и правильно"». 

Предыдущему формату вступительной кампании больше 15 лет. И статичным он не был. Но что было всегда, так это глубокая погруженность Александра Лукашенко в вопрос. Президент не раз напоминал о рамках школьной программы, за которые составителям тестов выходить не стоит. Президент поставит точку, точнее, подпись под Указом, который утвердит новые правила приема в вузы и ссузы. По ним и обновленному Кодексу и будет проходить будущая вступительная кампания. ЦТ остается, технология, проверенная временем. Ведь нет коррупции и субъективности. Но абитуриент благодаря новым экзаменам должен перестать быть безликим. И Вика, и Лола – очень мотивированные школьницы и уже знают свой путь. Понятно, что не все такие. Но время, чтобы серьезно подумать и прислушаться, и к близким, но, в первую очередь, к себе, чтобы честно ответить на вопрос «кем я хочу стать», еще есть. 

Подписывайтесь на нас в Telegram