Чёрно-белый арт-проект по следам Янки Купалы представили в Минске

Может ли стать близким «далёка»? Само собой, если адрес классика (например, в Крыму) запечатлен на фотографии. Чёрно-белый арт-проект по следам Янки Купалы представили 18 августа в Минске.

Вначале было слово – поэта Купалы, чьи стихи и статьи сегодня вдохновили мастера «света и тени». 22 карточки – по старинке, наверное, сказать точнее. Серия «Далёка» выполнена автором эпохи постмодерна в технике Серебряного века: печать вручную, никакого фотошопа.

Альберт Цеханович, фотохудожник: «Есть концептуальное направление в фотографии, где важны именно больше подписи, сопровождающие текст, и само изображение становится вторичным. Для меня же изображение визуальное первично».

«В столице северной томится…» – это не из купаловского. Наш Песняр оставил свой Петербург без строф. А ведь там издан первый сборник «Жалейка». Там прожиты пять лет – с 1909 по 1913 годы. Сегодня – «одинокий» город львов и воды. Этот ракурс Заячьего острова отмечен российскими коллегами Цехановича: мол, что-то новенькое.

Тут всё так, как и было поставлено в комнате Купалы в Петербурге (см. видео – прим. ред.). Даже рама родная, привезли с берегов Невы в 1970-х годах. За окном тот же двор-колодец, который видел классик. Это увеличенная копия со старой фотографии.

«Бывай здарова, наднеўская сталіца!» – напишет латинкой Купала и уедет в тогда финский Выборг. 105 лет спустя уже российский город попадёт в объектив Цехановича. Это, конечно, не водопад Иматра, зарифмованный поэтом. Однако весьма схож с тем, что «за хваляю хвалю імчыць…».

Елена Лешкович, директор Литературного музея Янки Купалы: «Далей трэба крочыць па ўсяму свету. Таму што памяць Янкі Купалы вельмі шырока ўшанавана не толькі ў нас у Беларусі. У далёкім 1932 годзе ў бразільскім горадзе Порту-Алегры імя Янкі Купалы было нададзена бібліятэцы-чытальні. Мы ведаем, што сёння помнікі Янкі Купалы стаяць у Араў-парку ў Нью-Йорку, на Кутузаўскім праспекце ў Маскве».

В посёлке Гаспра под Ялтой – мемориальная доска Купале, воспевшему в 1923 году гору Ай-Петри у самого Чёрного моря. А это (см. видео – прим. ред.) – две «полуцветные» улицы Варшавы, до сих пор не удостоенной памятника Песняру по утверждённому проекту 2011 года.

Альберт Цеханович, фотохудожник: «Он очень тонко чувствовал природу. Он жаворонок был. Совершал долгие пешие прогулки: по лесу, берегу реки. Есть ещё отснятый материал, с которым я сейчас работаю. Сюда вошло не всё. Что из этого получится – посмотрим».

За Волгой – огни Казани, самой «далёкой» точки пути Купалы. Снимок – из окна квартиры в селе Печищи, напоминавшем поэту в огненных 1940-х родные Левки. Фотопутешествие с классиком завершится на закате лета.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
География:
Новости Минска