Что построят в Беларуси за дополнительные миллионы? Судьба украинского зерна, кто виноват в подорожании продуктов? Рубрика «Ближе к делу»

Что построят в Беларуси за дополнительные миллионы? Судьба украинского зерна, кто виноват в подорожании продуктов? Рубрика «Ближе к делу»

Что построят в стране за дополнительные сотни миллионов? Что будет с украинским зерном и почему США хотят вывезти его «окольными» путями»? И кто на самом деле может быть виноват в дорогом зерне и продуктах питания? 


ВО СКОЛЬКО ОБОЙДЕТСЯ ГОСИНВЕСТПРОГРАММА? 

Больше миллиарда рублей. Столько денег страна потратит в этом году, чтобы построить и реконструировать важное и нужное. Президент добавил на финансирование государственной инвестиционной программы около 350 миллионов рублей.

Деньги пойдут на дороги и мосты, арендное жилье, станции обезжелезивания воды – детализировали в Минэкономики. Больше сотни объектов – в приоритетных сферах: образования – в Жабинке, Столине и Миорах; здравоохранения – в Гомеле, Могилеве и Несвиже. Больше финансов выделено на возведение нового корпуса РНПЦ «Кардиология» в Минске, поликлиники в Орше и реконструкцию гродненской больницы. 

КУДА СМОГУТ ВЫЙТИ НАШИ БАНКИ И ИНВЕСТОРЫ? 

В ЕАЭС хотят разработать единые программы для защиты прав потребителей и намерены признавать электронную цифровую подпись для госзакупок в электронном формате. 

Эти новшества – в пакете поправок в Договор о ЕАЭС и уже одобрены Коллегией. Теперь должны получить зеленый свет и от каждого участника союза. А вот белорусские банки в будущем получат доступ к российским госзакупкам. Проект – пилотный, и пока такое право есть лишь у пяти банков. А после 2023 года выходить на российские электронные площадки, проводящие тендеры, конкурсы и закупки, смогут и другие наши банки. И еще: уже с 8 августа белорусские инвесторы смогут выйти на Московскую биржу. Она откроет доступ ко всем режимам торгов на фондовом и срочном рынках клиентам-нерезидентам из дружественных стран. 

БУДЕТ ЛИ ЭФФЕКТ ОТ СТАМБУЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ ПО ЭКСПОРТУ УКРАИНСКОГО ЗЕРНА? 

А вот как скажется на продовольственном кризисе открывшийся доступ для вывоза по морю украинского зерна? Поговорим с экспертом. На связи из Москвы Дмитрий Рылько, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка. 

Какой эффект ждать от соглашения, подписанного в Стамбуле? Может, снижения цен? Хотя Bloomberg пишет, что судовладельцы и трейдеры опасаются брать на себя обязательства из-за страховки. 

Дмитрий Рылько, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (Россия): «Мы пока можем рассуждать только в сослагательном наклонении. Само соглашение, как мы знаем, действовать еще, по сути, не начало. Т. е. физически товар пока не выходит. Я думаю, что все делится здесь на 2 категории, на 2 части. Первая – это вывезти то зерно, которое лежит в портах и погружено частично на теплоходы. То, что не находится в зоне портов, – это то, что туда надо будет довезти. Это касается части старого урожая и большого нового урожая. И вот это две очень разные, на самом деле, субстанции. Возможно, они будут иметь разную судьбу. Будет вывозиться не только зерно, но и масло, прежде всего, подсолнечное, но и шрот, прежде всего, подсолнечный. Мы не знаем мощность коридора, а здесь еще и дополнительные грузы, которые надо вывозить». 

США готовят план «Б» по вывозу украинского зерна. Новый маршрут хотел проложить и Лондон. И даже был готов выделить 10 миллионов фунтов на ремонт железной дороги Украины. Почему западные политики так озабочены чужим зерном? И насколько реальны альтернативные маршруты? 

Дмитрий Рылько, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (Россия): «Вывозить будут не американцы, а, возможно, что с участием некоторых американских компаний. Но вывозить может кто угодно. Украинская железная дорога может везти, но это частные операторы, частный бизнес. Вывезти несколько десятков миллионов украинского зерна, это примерно по усилиям, ну так, знаете, высадка союзников в Нормандии по логистическим проблемам. Там и колея не совпадает, и автотранспорт не тот, там много препятствий. Разве это можно сравнить с тем, что приходит огромное корыто, в него загружается там 50–70 тысяч тонн, и оно себе уходит спокойно куда-то, и так постоянно это идет из нескольких портов. Так это идет вот из этого плана "Б", они там многие с энтузиазмом взялись за это дело, но это крайне сложно организовать». 

КТО ВИНОВАТ В ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ КРИЗИСЕ? 

Кто же все-таки виноват в продовольственном кризисе и высоких ценах на пшеницу и продукты питания? Американское издание «Монгабэй» считает, что вина лежит во многом на спекулянтах с Уолл-Стрит, в то время как западные политики списывают все на Путина.

Смысл в том, что дельцы с Уолл-Стрит пользуются лазейками в законе и спекулируют на бирже. А конечным получателем выгоды от финансовой нечистоплотности становятся американские банки и их дочерние компании. Своими сделками и высокими ставками спекулянты попросту взвинчивают потребительские цены на 10-25 % минимум. И конечную стоимость товара – будь то железо, нефть или пшеница – диктуют уже не спрос и предложение. В итоге те же фермеры просто не могут продать урожай с прибылью, а затем посадить следующий. Ведь покупать по заоблачным ценам товар никто не хочет. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Наталья Тарасюк
География:
Беларусь