После биометрической идентификации было установлено, что один из террористов, которые захватили людей в театре «Батаклан» – гражданин Франции. Он вырос в пригороде Парижа и ни от кого не скрывался. Более того, внутренняя разведка знала о его радикальных исламистских взглядах и занесла в реестр лиц, угрожающих национальной безопасности. Тем не менее этот человек совершил то, что запланировал. Почему?
Возможно потому, что парижские полицейские уже просто боятся заходить в арабские кварталы. А может быть, потому, что вырос он в правовом государстве и толерантном обществе. И его нельзя было изолировать только за убеждения. Как бы то ни было, Франция, да и вся Европа, снова должна ответить на вопрос: готова ли она к защите своей системы ценностей или предпочитает уступить более решительному противнику и второй раз войти в Эпоху Средневековья?
Интересно, что большинство европейцев не согласны с такой постановкой вопроса. Они склонны видеть в потенциальных террористах лишь носителей иного культурного кода и убеждены, что для решения проблемы достаточно просто рассказать им о преимуществах жизни в свободном и терпимом обществе. И даже парламент страны на экстренном заседании предпочёл спеть а капелла Марсельезу, вместо того, чтобы немедленно заняться приведением законодательства в соответствие новым вызовам.
Мэрия просит жителей Парижа по возможности оставаться дома. Люди прислушались и стараются реже выходить на улицу и только по крайней необходимости. Даже центральные улицы города опустели. Полицейские дежурят в усиленном режиме. Жандармам помогают военные. Франция старается пережить и осознать то, что произошло в кровавую пятницу.
Stade de France. В пятницу вечером при полных трибунах здесь проходил товарищеский матч сборных Франции и Германии. Среди зрителей был и президент Франсуа Олланд. Но повышенные меры безопасности не помешали террористам организовать рядом со стадионом сразу три взрыва.
Это был настоящий кошмар, о котором сложно забыть, говорит парижанин Поль Рену. В момент взрыва он находился недалеко от трибун.
Поль Рену, житель Парижа: «Если бы взрыв произошёл на полчаса раньше, погибли бы, наверное, 200 человек. И я бы с вами не разговаривал. Вначале я подумал, что взорвались газовые баллоны. Но потом увидел кровь и фрагменты человеческих тел, и всё понял. Это была страшная картина».
Территория у стадиона оцеплена, но на тротуаре до сих пор можно найти следы крови и гайки, которыми террористы щедро начинили взрывные устройства. О силе и радиусе поражения можно судить по следам, которые остались на стекле и плитке ближайших к стадиону зданий.
Бульвар Вольтера, 50 – это адрес зала «Балаклан», где произошла самая кровавая трагедия. Само здание, а также территория вокруг оцеплены, но здесь постоянно дежурят журналисты в ожидании самой последней информации. Сюда же приходят неравнодушные французы, чтобы почтить память погибших.
У стихийного мемориала горят свечи, люди несут цветы, оставляют записки со словами поддержки на многих языков. Одна из надписей гласит: «Я потерял 128 братьев и сестер», другая – «Мир и любовь».
Жертвами террористов стали больше 100 человек, в основном молодёжь, которая пришла на концерт американской рок-группы. В Сети стали появляться кадры той бойни. Как отмечают очевидцы, нападавшие сразу стали стрелять, а затем взяли в заложники зрителей, которых отвели в оркестровую яму. Именно там было обнаружено больше всего жертв. Во время переговоров террористы упомянули Сирию и Ирак. После того как спецподразделения пошли на штурм концертного зала, захватчики взорвали пояса смертников.
Практически одновременно с этими событиями в 10-м округе Парижа из автомата Калашникова были расстреляны посетители бара «Карийон» и ресторана «Маленькая Камбоджа». 15 человек убиты, ещё 10 получили тяжёлые ранения. Соседний 11-й округ – открыт огонь перед баром «А ля Бонн Бьер», в результате которого пять человек были убиты и ещё восемь были госпитализированы в тяжёлом состоянии. В ресторане «Бель Экип» застрелены 19 человек. В ресторане на бульваре Вольтера террорист-смертник привёл в действие взрывное устройство. Он использовал тот же тип взрывчатки, что и смертники у стадиона Stade de France.
Все события произошли в течение двух часов и, как отмечают специалисты, были хорошо спланированы и скоординированы. Ответственность за серию терактов взяла на себя группировка «Исламское государство». Пока следствие установило личность одного из террористов, на месте теракта у стадиона был обнаружен паспорт гражданина Сирии. Установлено, что его обладатель прибыл во Францию в октябре из Греции. То есть это один из новых мигрантов. Впрочем, официальные лица с выводами не торопятся.
Франсуа Моленс, прокурор Парижа: «Слишком рано говорить даже о каких либо итогах расследования. Мы выясняем детали произошедшего, личности террористов. Мы должны знать, откуда они приехали, были ли у них сообщники. Пока мы знаем точно, что они передвигались на двух автомобилях – Sеаt Leon и Volkswagen Polo. Обе машины были взяты в аренду в Бельгии гражданином Франции».
Впрочем, газета «Le Figaro», ссылаясь на собственные источники в полиции, написала о ещё об одном террористе: это 30-летний Исмаель Омар Мустафа. Именно его отпечатки пальцев криминалисты идентифицировали на предметах, принадлежащих террористам в зале «Балаклан». Данные Мустафы были внесены в полицейские базы, поскольку он уже попадал в поле зрения силовиков с 2004 по 2010 год из-за совершения мелких преступлений и управление автомобилем без прав. А пять лет назад его внесли в базу радикальных исламистов, представляющих угрозу национальной безопасности Франции. Ещё трое подозреваемых в участии в терактах в Париже накануне были задержаны при попытке выехать в Бельгию. Бельгийская полиция уже заявила о задержании пяти подозреваемых в брюссельском районе Моленбеек. Именно там живёт отец одного из предполагаемых террористов.
Самые последние данные таковы: погибли 129 человек, 352 обратилась за медицинской помощью, 99 находятся в критическом состоянии. Жертвами терактов стали граждане 12 стран. По информации белорусского посольства в Париже, белорусов среди пострадавших нет.
Чрезвычайное положение во Франции введено на неопределённый срок. Президент может установить его на 12 дней, для дальнейшего продления потребуется одобрение парламента. На данный момент во Франции закрыты учебные заведения, библиотеки, музеи, не принимают посетителей Лувр и Эйфелева башня. Стальная леди Парижа, в обычное время яркая и блестящая, с наступлением темноты возвышается над городом мрачным тёмным силуэтом, словно тоже погрузилась в трёхдневный французский траур, что усиливает гнетущую атмосферу в потрясённом Париже.
В самых разных странах к французским дипломатическим представительствам люди несли цветы. В субботу и воскресенье этот знак сострадания можно было увидеть и в Минске. Президент Беларуси Александр Лукашенко также выразил соболезнования своему коллеге Франсуа Олланду, французскому народу, родным и близким погибших и пострадавших от терактов.
Подписывайтесь на нас в Telegram