Чистая энергия – настоящий тренд уходящего года

В Жодино начинают работать над карьерным самосвалом с электроприводом, который будет питаться от аккумуляторных батарей. 

Коллега Наталья Стельмах назначила нам встречу недалеко от своего дома. Правда, сказала, что ждать будет на парковке. Неужели пересела на электрокар? 

Наталья Стальмах, журналист: Пока только присматриваюсь! Учитывая, что возле моего дома сразу пять вот таких зарядок для электрокаров. И все они пока бесплатные, взяла протестировать одну из машин. 

Ну, бесплатно это до поры до времени. 

Даже на платных зарядках не так уж и затратно: расход примерно 2,5 рубля на 100 километров. А полная зарядка 200 км.

Даже если сравнивать с самыми выгодными малолитражками, это примерно в два с половиной раза дешевле.

Точно. Только стоимость электрокаров пока на порядок выше, чем аналогичные бензиновые автомобили. И инфраструктура с трудом позволит мне колесить по стране, как это делаете вы, Юрий. Логистику придётся продумывать уж очень тщательно. Но уже в новом году зарядки появятся на всех основных автомагистралях.

Тариф для зарядки электромобиля, установленный в Беларуси в мае 2018, примерно равен тарифу на электроэнергию для населения. Экономия в сравнении с горючим топливом при годовом пробеге в 20 тысяч километров примерно 1600 рублей. К тому же водители электромобилей в нашей стране не платят транспортный налог – ещё 150-200 рублей. Экономят и на техобслуживании: не нужно менять масло, фильтры, свечи зажигания, ГРМ – это около 400 рублей. За год накапает свыше двух тысяч. Не говоря уже о том, что такой транспорт экологичен и зависит не от импортных нефти и газа, а от разветвлённости зарядных станций. Но уже в ближайшие три года «Белоруснефть» установит более 400 электрозаправок, а к 2030 свыше 1300.

В нынешнем году Беларусь впервые полностью отказалась от импорта электроэнергии. А в 2020, когда заработают два реактора Белорусской АЭС, собственные мощности страны возрастут ещё наполовину. Отсюда и требование Президента: переходить на электричество везде, где возможно.

Прежде, чем отпраздновать новоселье, семье Лукиных пришлось пройти инструктаж по пользованию электрооборудованием. Вместо привычных батарей в их двухкомнатной квартире пять обогревателей. В каждом помещении можно настроить любую температуру, а выходя из дома, следует отключать даже подогрев воды. Это пока единственный в стране многоэтажный дом с электрическим отоплением. 

Электродом в Лиозно не строили с нуля, раньше здесь была гостиница. Из новых коммуникаций пришлось провести только электрокабель, выдерживающий повышенную нагрузку. Расчёт примерно 1000 киловатт на семью. 

Владимир Белоус, заместитель председателя Витебского облисполкома: «Фактически кабель мы подводили к каждому дому, просто кабель более другого диаметра пропускает большую мощность, поэтому сказать, что там были какие-то особые сложности – нет». 

Такие дома для начала появятся в Лепеле и Шарковщине. В перспективе именно на электричество будут делать акцент по всей стране. 

Виктор Каранкевич, министр энергетики Беларуси: «Уже подготовлен соответствующий проект нормативно-правовых актов, предусматривающих установление отдельных уровней тарифов, направленных на увеличение использования электрической энергии в многоквартирных жилых домах и индивидуальной жилой застройки. Но это будет предусмотрено для жилых домов, которые будут полностью электрифицированы, где будет будет отсутствовать централизованное газо- и теплоснабжение». 

Запуск собственной АЭС позволит Беларуси примерно на пять миллиардов кубометров сократить поставки природного газа. Для понимания, в 2017 мы импортировали около 19 миллиардов. Кроме того, переход на электрическую энергию это интеллектуальный импульс в развитие страны и её безопасность – тот самый главный приоритет сегодня и завтра. 

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram