Четвертые сутки беженцы выживают у границы с Польшей. Репортаж ОНТ

Напряженной остается обстановка на польской границе, где скопились несколько тысяч беженцев с Ближнего Востока. Уже несколько дней они в ожидании, что им помогут с западной стороны, но официальная Варшава настроена воинственно. В прямом смысле слова. Воинский контингент с той стороны увеличен до 15 тыс. человек. Бронетехника, вертолеты в небе, боевое оружие. Только против кого? Мишенями стали мирные люди, среди которых женщины и дети. Самое необходимое, продовольствие и воду им подвезла белорусская сторона. Но долго так продолжаться не может – у морозной погоды свои планы. 

В последние часы появилась новость о гибели ребенка-беженца. Госпогранкомитет Беларуси опроверг информацию. Сегодня положение дел на границе с ЕС обсудят в ООН. Накануне эта мировая структура назвала ситуацию недопустимой и потребовала допустить к беженцам представителей гражданского общества, журналистов и адвокатов. Какая обстановка сейчас на границе – подробности у наших корреспондентов.

Очередная ночь в лагере беженцев. Дым костров. Семьи с маленькими детьми согреваются у огня. Жечь надо всю ночь. Температура опускается ниже нуля.

Мужчины не спят, женщины с детьми прячутся в легких палатках, закутанные во всевозможные вещи, которые за двое суток на польской границе превратились в тряпки. Те, кто говорит на английском, – готовы рассказать свои истории. Этот мужчина уже был в Евросоюзе. Его силой выдворили из Литвы. И теперь он со своей семьей здесь. Чтобы снова попробовать попасть в Германию.

Мне надо в Германию. Там много моих соотечественников. Больной ребенок. Там могут помочь. И там смогу заработать деньги на это. В эквиваленте я получаю 7 долларов в день, а работаю по 14 часов каждый день без выходных. Каждый день. Дом мой разрушен. И за то, что я зарабатываю, мне не хватит на лечение ребенка.

У беженцев пока работают мобильные телефоны. У всех большие портативные аккумуляторы. Но люди соглашаются показать фото своей страны. Как жили там и почему им нет пути обратно.

У многих есть что показать о стране, откуда они бегут. И почему оставаться там – смертельно опасно.

Среди беженцев много образованных людей, с профессиями, специальностями, которые идут, чтобы просто спастись. У этой палатки семья. На английском говорит супруга. Это редкость для курских семей – чаще ораторы мужчины. Она хотела бы попасть со своими детьми в Финляндию (это ее мечта), но рассчитывает на Германию.

Очень тяжело прошла тут ночь. Тут холодно. Тут спят дети. Дома у нас нет теперь. Поэтому Финляндия, Германия. Мы туда хотим. В Германию нас позвали из разрушенной страны. Куда идти – лишь бы детям было хорошо.

Беженцы уже фактически на польской территории. Трогают ограждение из спирали Бруно, которые установили польские солдаты. Беженцы не идут в Польшу, но забор построили именно поляки и стягивают к месту внушительные военные силы. Сначала здесь было 12 тыс. военнослужащих, теперь их 15 тыс.

Вдоль забора с польской стороны проезжают грузовики и броневики с пулеметами на крыше. Кроме военных с той стороны забора никого нет. Ни журналистов, ни правозащитников, ни медиков. Помощь тем, кто попытался попасть в Польшу и столкнулся с насилием польских силовиков, оказывают только на белорусской стороне.

Людям, попавшим в беду, помогают просто по-человечески. К лагерю на польской границе подвозят воду, сейчас ее достаточно. Совет Республики, Красный Крест и Союз женщин решили вопрос с элементарными продуктовыми наборами: хлеб, сосиски из куриного мяса, которые подходят мусульманам, лекарства. Было уже несколько конвоев с гуманитарным грузом. Откликнулись и предприятия.

Сергей Древич, заместитель генерального директора «Гродномясомолпром»: «Белорусы – всегда гостеприимные люди, они никогда не оставят людей без воды, без еды, всегда помогут. Независимо от вероисповедания или социального статуса».

Наталья Толкачева, председатель Гродненской областной организации Белорусского Общества Красного Креста: «Неравнодушные граждане города Гродно приносят нам и одежду, и продукты питания, средства гигиены, и мы организовали такой пункт нашей городской, мы будем продолжать работать с предприятиями для выдачи спонсорской помощи на границе».

Помощь собирают во всей стране. В Гродно, Могилеве, Минске.

Юрий Воскресенский, руководитель информационно-аналитического учреждения «Круглый стол демократических сил»: «Мы планируем по логистике ежедневно отправлять этот груз на границу. Пока там европейские политики разберутся со странами, которые провоцируют войну, я имею в виду Польшу, Литву и другие государства ЕС. Люди могут погибнуть, и это уже не шутки. Поэтому вот в этом сейчас рождается, в этой помощи, наше настоящее гражданское общество. Патриотическое общество, которое всегда готово прийти на помощь к людям».

В Беларусь эти люди попали на законных основаниях. Хотят уйти в Германию и имеют на это веские причины. В лагере сейчас более 3 тыс. человек. И он растет количественно. Речь примерно о 700 человек. Они координировали действия в Интернете, собирались у заправок и перемещались пешком.

Сегодня 11 ноября. Narodowe Święto niepodległości. Национальный праздник в Польше – День независимости. Кто-то может представить, что, не пропуская беженцев и нарушая международные обязательства, Польша сможет стать еще более независимой? Вопрос риторический.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Алексей Кряквин
География:
Беларусь