Через века…

467
Через века…

Есть среди множества прочих христианский праздник, который католики отмечают 2 февраля (по григорианскому календарю), а православные – 15 февраля (по юлианскому). В Евангелии записано, что в этот день Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим и принесла ко храму Божию младенца Иисуса. Таким образом, именно в этот день состоялось Сретение, или в переводе со старославянского «встреча» – Иисуса с человечеством.

Многие полагают, что дата встречи Папы Римского и Патриарха Московского была выбрана не случайно. Она состоялась именно в этот временной промежуток – между католическим и православным Сретением. Для XXI века символизма тут многовато, но не нужно забывать, что речь идёт об исторической встрече глав двух христианских конфессий – Римско-католической и Русской православной. Никогда прежде они не встречались. И чтобы объяснить её необходимость наиболее догматичным представителям паствы, можно прибегнуть и к евангельскому символизму. Что же до тех, кто не особенно религиозен и кто привык во всем видеть некий прагматический интерес, то для них приготовлены и другие версии.

Например, версия о том, что Патриарх и Папа предприняли попытку сделать то, что не могут в последнее время сделать дипломаты и политики, а именно снять возросшее международное напряжение и наладить сначала общественные, а затем, как знать, может быть, и государственные контакты между Россией и условным Западом.

Версий может быть много, но факт остаётся фактом: главы Римско-католической и Русской православной церквей встретились. Случилось это впервые в истории.

Троекратное приветствие, как принято у христиан. Журналисты присутствуют только в самом начале разговора. Трансляция звука прерывается, но те, кто стоит ближе, отчётливо слышат из уст Папы Римского: «Наконец-то мы братья». «Теперь всё легче», – ответил Патриарх. Небольшая комната, распятье на стене, Понтифик, Патриарх и два переводчика – тысячу лет эта встреча казалась невозможной.

Официальным расколом христианской церкви на западную и восточную считают 1054 год. Папа Римский Лев IX настаивал на своём верховенстве. А патриарх Керуларий распорядился закрыть латинские церкви в Константинополе. Один из патриарших сановников даже выбрасывал из храмов Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами. А дальше священники Рима и Константинополя прокляли друг друга – предали анафеме, а позже дошли и до братоубийственной войны.

В 1204 году крестоносцы из Западной Европы взяли штурмом византийскую столицу, устроив массовые грабежи и убийства греко-православного населения. В 1439 году во время Флорентийского собора с Папой Евгением V встречались Патриарх Константинопольский и митрополит Киевский и всея Руси. Московского патриархата тогда ещё не существовало. Митрополит Исидор тогда подписал унию, но к реальному объединению конфессий это не привело. В результате от войны между христианами выиграли лишь турки-османы, уничтожившие в итоге Византию и превратившие Константинополь в Стамбул.

Первый значительный шаг на встречу друг другу отколовшиеся ветви христианства смогли сделать только в 1964 году. В Иерусалиме встретились предстоятель Константинопольской православной церкви Вселенский Патриарх Афиногор и Римский Папа Павел VI. В итоге были сняты взаимные анафемы, просуществовавшие более девяти столетий.

Следующее эпохальное для христиан событие произошло в 2001 году. Впервые в истории Папа Римский приехал в Грецию. Встретившись с Патриархом греческой православной церкви архиепископом Христодулом, Иоанн Павел II попросил Бога простить католиков за прегрешения перед православными братьями, в том числе за разорение крестоносцами Константинополя. Встретится с предстоятелем Русской православной церкви Иоанн Павел II также планировал, но не успел – историческую миссию продолжил Папа Франциск.

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси: «Это была очень содержательная беседа, которая дала нам возможность понять и почувствовать позиции друг друга и с полной ответственностью совместно работать для того, чтобы не было войны, чтобы повсюду уважалась человеческая жизнь, чтобы укреплялись основы семейные и чтобы через участие церкви в жизни современного общества прославлялось пресвятое и преблагословенное имя Отца и Сына и Святого Духа».

Франциск, Папа Римский: «Мы говорили как братья, потому что мы епископы, мы имеем ту же самую веру и искали одного пути. Мы говорили очень откровенно. Я вас уверяю, что в этом диалоге я чувствовал присутствие Духа Святого. На встрече мы обсудили целый ряд инициатив, которые могут быть исполнены в будущем».

Некоторые светские аналитики склонны видеть в Гаванской встрече политический подтекст. Мол, Россия посредством Патриарха и Папы пытается улучшить отношения с Западным миром, в котором Ватикан – весьма влиятельное государство. Зато верующие говорили только о христианских ценностях – и о том, что вымолили эту встречу.

В совместной декларации 30 пунктов. Мировая пресса мгновенно помещает в заголовки слова о возможном единстве церквей. Патриарх и Понтифик скорбят о расколе христианства, осознают препятствия, которые предстоит преодолеть, но надеются, что их встреча поможет достичь того самого единства, о котором молился Христос.

К слову, попытки объединить православных и католиков в истории уже были. И самая значимая на территории Беларуси. После Брестской унии в 1596 году в стране появилась греко-католическая церковь. Она приняла вероучение католиков, однако сохранила византийский православный обряд, униатские священники могли жениться. И хотя не все православное духовенство приняло унию, до присоединения к Российской империи более 70% белорусов были униатами.

Однако, по мнению Патриарха Кирилла и Папы Франциска, примеры уний прежних веков, которые предполагали отрыв от своей церкви, не являются путём к восстановлению единства. В то же время церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать.

Не обошли вниманием и религиозный раскол в Украине. Там православные разделились на три церкви – Московский, Киевский патриархаты и автокефальную. Более 4 миллионов украинцев относят себя к греко-католикам. Религиозный конфликт подогревается военным. Патриарх и Понтифик призвали все стороны к благоразумию и миру. И здесь может пригодиться опыт Беларуси.

Главный православный храм страны Свято-Духов кафедральный собор в Минске – яркий пример непростой истории религии Беларуси. Здание, построенное в XV веке, не раз сгорало, разрушалось, перестраивалось и меняло хозяев. Храм был католическим, православным, униатским, а в советское время здесь даже сделали спортзал для пожарных.

Через дорогу – главный католический храм страны Архикафедральный собор Девы Марии. Это уже пример религиозной толерантности. Во многих городах Беларуси церкви и костёлы стоят буквально стена к стене. Сложно найти другую страну, где так много конфессионально смешанных семей.

Архиепископ Тадеуш Кондрусевич, митрополит Минско-Могилёвский: «У нас адносіны заўсёды былі добрыя, нам нельга крыўдзіцца. Папы і Патрыярх назвалі адзін аднаго баратамі, вядома, могуць быць спрэчкі паміж братамі, але яны застаюцца братамі. На пачатку сустрэчы Патрыярх сказаў, што сустрэча адбылася ў адпаведным месцы і адпаведны час. І дадаў: цяпер у нас няма перашкодаў для дальнейшых сустрэч. Гэты пазітыў, гэты клімат, які склаўся пасля сустрэчы, мне здаецца, кажа аб тым, што сёння прыезд Папы ў Беларусь бліжэйшы, як ніколі ў гісторыі».

Священник Владимир Долгополов, сотрудник Синодального информационного отдела Белорусской православной церкви: «Для нас это может служить стимулом к углублению и улучшению наших отношений. В этом направлении наши церкви уже давно работают и даже являют собой пример мирного и полюбовного сосуществования».

Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск призвали христиан Западной и Восточной Европы объединиться для сохранения христианской традиции, а мировое сообщество покончить с терроризмом и защитить христиан Ближнего Востока. Боевики ИГИЛ устроили настоящий геноцид коптов, которые относятся к одной из самых древних ветвей христианства. И пока льётся их кровь, споров о том, чьё религиозное течение более правильное, быть не должно. Ошибки истории нужно помнить и исправлять.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram