Как проходило заседание Совета безопасности: подробности и итоги

К обороне государства подойти стратегически. Сегодня Президент провёл заседание Совета безопасности. На нём рассматривались важнейшие документы, по которым Беларусь будет защищать себя – свои границы и свой суверенитет. 

Речь о плане обороны страны. Его прорабатывали в течение года, изучая новые способы и формы ведения военных действий. Увы, но примеров в мире хватает! Конфликты копятся в разных точках земного шара. А что Беларусь? Миролюбивая политика государства неизменна, но Президент не раз подчёркивал: порох нужно держать сухим. И белорусская армия – инструмент как раз недопущения войны, но случись что – она сможет отразить удар. Как развивать Вооружённые Силы в ближайшие десять лет – ещё один стратегический вопрос сегодняшнего заседания. Решено постепенно повышать расходы на оборону – до полутора процентов ВВП. На что пойдут эти деньги и что прячется за понятием «стратегическое сдерживание»? 

Новые ядерные ракеты, атомные авианосцы и подводные лодки. Ставки на большую войну растут следом за военными бюджетами. А они у сверхдержав рекордные. В следующем году Соединённые Штаты потратят на армию почти 750 миллиардов долларов.  Это в 7 раз больше, чем за 10 лет активной войны во Вьетнаме. Наращивает военные мускулы и Китай с расходом в несколько сотен миллиардов долларов. Российская экономика меньше американской в 12 раз, но это не значит, что Москва без боя проиграет в этой гонке. На 2020 год Кремль также привычно увеличивает военный бюджет. 

Риск, что от такой концентрации оружия заискрит и загорится, растёт буквально по часам. Хотя как уверяют эксперты, гораздо страшнее, когда военные бюджеты после взлёта урезают и силовикам приходится доказывать свою пользу на деле, тогда и зажигается россыпь военных конфликтов на карте. Кстати, в масштабе картина происходящего у наших границ гораздо нагляднее. После конфликта на Донбассе с 2016 года американцы разместили в восьми европейских странах около 6 тысяч военнослужащих на ротационной основе. Россия за это время разместила на западной границе 3 постоянные дивизии общей численностью порядка 30 тысяч человек. Весной чаша весов снова качнётся на Запад: в крупнейших учениях с момента холодной войны задействуют 37 тысяч военных. Что делать Беларуси фактически на передовой? Вопрос риторический. Конечно, готовится. Причём к любому развитию ситуации. Кому, как не нам, знать цену военных походов с запада на восток и обратно, столько раз выжигавших дотла эту пропитанную кровью землю. 

Документы под руководством Генштаба готовили целый год. Нет, не переписывали старые, добавляя отдельные строки. Это абсолютно новый и предельно конкретный план. Никаких обтекаемых фраз. Только чёткие инструкции, основанные на чужом горьком опыте.

Исход войны или её отсутствия, по сути, определятся не в казармах, не в окопах и даже не на учениях, а вот в таких кабинетах. Где не только люди в погонах, но и политики, дипломаты, экономисты и парламентарии должны заранее всё просчитать. От конкретной угрозы до её устранения. Все варианты. Переговоры, стратегическое сдерживание, а если не получится – военные действия. И то, что Беларуси до сих пор удалось сохранить мир на своей территории, это не значит, что на неё никто не хотел посягнуть. Это значит, что мы были к этому готовы и возможный противник это прекрасно понимал.  

Документальные съёмки не дадут соврать – Александр Лукашенко на подобном совещании предсказал гибридные войны за много лет до «арабской весны», сирийской войны и донбасской резни. Не просто предсказал, но и направил развитие нашей армии в нужном направлении. Никаких громоздких фронтов – быстрые, манёвренные бригады, способные молниеносно оказаться в любой точке страны и нанести неприемлемый ущерб, чтобы потенциальный противник, даже имея агрессивные планы, спрятал их в самый долгий ящик, подсчитав возможные потери. И то, что в рейтинге самых могущественных стран относительно небольшая Беларусь поднялась на 35 место, оставив позади Польшу и Украину, – это заслуга нашей армии, которую даже генералы НАТО называют самой боеспособной в Европе. Но для белорусов куда ценнее всех рейтингов мирное небо, которое тоже держится на плечах с погонами.

Вопрос, платить за свою армию или кормить чужую, для суверенной Беларуси не актуален ещё с середины 90-х. А вот сколько платить – это уже резонная тема. Больше 3% ВВП, как в Штатах? Или 10%, как в Саудовской Аравии? Или же пятую часть бюджета, как в России? Нет. Речь о том, что за десять лет расходы на оборону вырастут до 1,5% от ВВП. В процентном соотношении это меньше, чем тратят на армию большинство стран нашего региона. Но белорусы уже давно научились использовать даже небольшие деньги с умом. Наша военная промышленность достигла небывалых высот даже в сравнении с советскими временами. Беспилотники, радиолокация, ракетные системы, не говоря уже о модернизации техники. Фактически нет сфер, где не преуспел бы белорусский ВПК. Мы не только обеспечиваем свою армию, но и ежегодно экспортируем вооружения на миллиард долларов, а главное – гарантируем себе, что не останемся вдруг без боеприпасов в случае угрозы. 

Андрей Равков действительно не стал скрывать подробностей и буквально по списку перечислил, на что конкретно сделает ставку наша армия в ближайшие 5 лет. 

Оружие, конечно, вещь необходимая, но сделать так, чтобы это оружие стреляло только на учениях, это и есть сверхзадача подписанных 5-летних планов и 10-летней стратегии. И хотя само понятие «стратегическое сдерживание» очень обширное, главная суть в том, чтобы возможный противник даже не думал, а если и начал – заставить его передумать. 

Поэтому задача не только для военных, не только для политиков и журналистов (как информационной армии), но и буквально для каждого белоруса, ведь экономика – та самая часть страны, которая нуждается в хорошей броне не меньше, чем танки. И ковать эту броню нужно понимая, что за ней не только сердце государства, но и твоё собственное.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Дмитрий Семченко
География:
Новости Минска