«Большой разговор с Президентом». Самое важное

Событие, которого ждали, и информационными поводами оно точно окупилось. «Большой разговор с Президентом» получился по-настоящему большим –  почти  семь с половиной часов, правда, с одним маленьким перерывом.

Событие, которого ждали, и информационными поводами оно точно окупилось. «Большой разговор с Президентом» получился по-настоящему большим – почти семь с половиной часов, правда, с одним маленьким перерывом. 

Десятки вопросов, но ещё больше мнений, реплик, высказываний. Это не было похоже на стандартную пресс-конференцию. Президент призвал журналистов и экспертов к общению. Причём в прямом эфире – на телевидении и радио, так что, действительно, без закрытых тем. 

Внешняя политика и информационные атаки на Беларусь, независимость и избирательные кампании, новые точки роста экономики и благосостояние людей. По всем темам прозвучали важные заявления.

И во многом стороны, прямо скажем, не всегда поддерживающие друг друга, сошлись. Возможно, это и есть главный итог встречи. 

Большую часть дня на вопрос «а где все?» то и дело отвечали – да на «Большом разговоре». Журналисты (белорусские и зарубежные, из государственных и негосударственных СМИ), политологи, эксперты, бизнесмены , как принято сейчас говорить, лидеры мнений. Больше двухсот человек – вполне себе срез общества. И пригласили их не просто послушать, что хочет сказать Президент. Скорее, наоборот. Это они – главные действующие лица, ретрансляторы всего, что волнует белорусов. Обратная связь, которая так нужна и власти, и обществу. Камеры настроены, звук отлажен.

Александр Лукашенко – человек не просто публичный, а быстро и весьма живо реагирующий на происходящее. Президент без обиняков комментирует всё, что задевает за живое. Он просит и сегодня дать настоящую пищу для ума. Закрытых тем нет, персон «нон грата» тоже. Но за открытость Президент ждёт объективности. Любая фейковая новость или даже недосказанность способна спровоцировать конфликт интересов. Но никакие журналистские амбиции не стоят мира. 

Александр Лукашенко: «Мы против любых проявлений агрессии, как военной, так и на злобу – информационной. Но по периметру нашей границы возникают новые точки напряжённости. И только слепой этого не видит. Вот наша соседка – Польша – намерена потратить на оборону около $50 млрд. Тишина. А вот, если бы прошла новость о том, что Россия какой-то полк добавила к западу от Москвы, то отдельные бы гвалтом кричали. Вот вам и отношение к двум фактам. Давайте тогда будем вырабатывать какой-то критерий и оценивать эти события по определённым критериям. Я не знаю, зачем Польше усиливать свою армию на $50 млрд.»

При этом Глава государства заявил, что с территории Беларуси никогда не будет никаких войн и конфликтов, прежде всего в отношении Польши. Александр Лукашенко призвал СМИ, которые позиционируют себя независимыми, быть более объективными и относиться к подобным фактам с точки зрения какого-то одного критерия. 

И хоть Президент уверен, что против деструктивной критики уже выработался иммунитет, но что подумают люди? Не врать и не заигрывать с аудиторией – требование Александра Лукашенко – и ньюсмейкера, и Президента. И ведь действительно, за этим разговором следит вся Беларусь. На нескольких информационных порталах собирали вопросы для первого лица страны. Белорусское телеграфное агентство обобщило: люди волнуются о насущном. Зарплаты, занятость, жильё и благосостояние в целом. Тут не до глобальных вопросов. 

Владимир Матвеев, начальник отдела Белорусского телеграфного агентства: «Срез показательный, но, на мой взгляд, ничего, конечно, удивительного. Мы собрали вопросы, классифицировали и готовы их передать в администрацию Президента, чтобы их проанализировали на местах».

Александр Лукашенко: «Вопросы, которые поступили, мы обобщим и в Послании, возможно, уже по ним примем какие-то решения. Мы очень много сделали, чтобы человек мог шевелиться, зарабатывать для себя и своей семьи. Если что-то не сделали, я уже публично говорю: “Стань к зеркалу и посмотри на себя”. Нашим людям надо начинать, как я когда-то сказал, раздеваться и работать. Давайте такой социальный контракт заключим: за 50% вашего благосостояния отвечаю я, а за 50% – вы сами за себя».

Президент готов сделать ревизию, но уверен: инструментов, чтобы найти своё место под солнцем, достаточно. Согласны ли с этим белорусы? Проверить просто. Ведь впереди – две предвыборные кампании. И зачётку, образно говоря, доставать не только Президенту и депутатам. Это экзамен для всей вертикали власти.

Александр Лукашенко: Александр Лукашенко: «Я вам клянусь: даже если ситуация будет тяжелейшая, я никогда не буду манипулировать общественным мнением, чтобы подбирать какой-то момент и пропихнуть себя во власть. Поэтому сдавать будем этот экзамен. Сдадим или не сдадим – по результатам посмотрим. На сегодняшний день я уверен, что сдадим. Главное нам по-деловому провести эти кампании. Достойно давайте проведем. Обещаю, что всё будет честно и конкурентно. Но если буду видеть, что кто-то из политиков сделает ставку на разрушение страны и стабильности, которая есть, я отвечу».

Главу государства спросили о возможной передаче власти. Александр Лукашенко уверяет, что не будет держаться за президентское кресло, но кандидата Лукашенко мы в бюллетенях увидим. 

Александр Лукашенко: «Обещаю вам, что на тот свет меня с президентского кресла не понесут. Это я вам твёрдо обещаю! Я вам обещаю, что ради своих детей я не буду удерживать власть и передавать её по наследству. Нет у меня такой цели – по наследству передать власть. Должность президента у нас – тяжёлая должность. Не хочу говорить, что я мучаюсь и прочее. Когда-то мучаюсь, когда-то радуюсь. Но я рад, что меня избрали в свое время первым Президентом Беларуси, я это ценю. Поэтому загубить страну во имя личных амбиций (чьих-то и своих) – я никогда на это не пойду. Это значит перечеркнуть всё то, что ты делал более двух десятков лет. Я не смогу не выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента… Чтобы вы меня потом не обвинили в трусости».

Независимость и суверенитет – нет больших ценностей в Беларуси. И вот, что интересно, на этом стоят разные силы, в том числе, не всегда и не во всём поддерживающие Президента. Только вот методы – как сначала добиться независимости, а потом её удержать – разные. 

Александр Лукашенко: «Различия борьбы состоят в том, что они (оппозиция. - Прим.) очень много кричали об этом и пытались высоту взять штурмом. К чему это привело, Украина показала. Я делал это спокойно, "памяркоўна", как и требуется от белорусского человека. Чувствовал, что у меня за спиной 10 млн белорусов и 5 млн гостей, которые перемещались через Беларусь».

Как удержать, укрепить суверенитет, предложения звучат. Но Президент настаивает: независимость – это не празднование юбилеев БНР на стадионе «Динамо» и не кресты вдоль Куропат. Это нечто большее, но что? Стороны сходятся во мнении: Беларуси нужна национальная идея. Александр Лукашенко уверен: в учебнике идеологии её не пропишешь. 

Александр Лукашенко: «Мы до сих пор не смогли чётко сформулировать национальную идею. Вот такую идею, которая бы захватила весь народ. Всё, что мне предлагали (патриотизм, суверенитет, независимость в качестве национальной идеи. - Прим.), что-то избито, что-то не подходит нам, не ложится на сердце и душу, как в народе говорят. Был бы благодарен чрезмерно, если бы кто-то сформулировал эту идею и убедил меня в том, что это то, что надо».

И если внутри страны расстановка сил понятна – все знают друг друга в лицо, то, что за силы извне пытаются влиять и даже больше – раскачивать, казалось бы, тихую и спокойную Беларусь? Сайты, Telegram-каналы, блогеры на Youtube на псевдоновостях о Беларуси ловят хайп. Так эта угроза виртуальная или всё-таки приобретает реальные черты?

Дмитрий Лукашук, корреспондент корпункта «Европейское радио для Беларуси»: «Хто ў Расii іграе супраць Беларусi? Якія сілы? Ці ўяўляюць яны небяспеку для незалежнасці Беларусі?»

Завязывается дискуссия. Президент анонсирует: концепцию информационной безопасности совсем скоро пересмотрят, но это не значит, что в Беларуси кто-то испугался. 

Александр Лукашенко: «Россия не хочет потерять Беларусь, устроить здесь переворот, ухудшить ситуацию, обстановку. Я в этом убеждён. У них цель одна – не потерять Беларусь. В Беларуси как в Украине невозможно и не будет – по крайней мере, при мне».

Глава государства отметил, что в мире идет информационная война.

Александр Лукашенко: «Дай бог, чтобы она не переросла в горячую, чтобы не была предвестником опасных столкновений. И мы должны противостоять этим войнам разными методами».

Вода не выплеснется из стакана, который не расшатан. Спокойно внутри страны – значит, не так уж важно, что снаружи. И всё же, какой журналист не хотел спросить, так что же всё-таки в отношениях с Россией? Неужели лидеры только и обсуждают объединение двух стран?

Владимир Мамонтов, генеральный директор радиостанции «Говорит Москва»: «Откройте секреты, о чём вы там договариваетесь – мы волнуемся».

Александр Лукашенко: «Никаких замашек со стороны, по крайней мере, Президента России, что Беларусь надо инкорпорировать или включить в состав России, я ни разу не слышал, даже настроения такого не было. Нет никаких намерений у огромной страны поглотить Беларусь. Если сегодня вынести вопрос на референдум в Беларуси об объединении двух государств и, как многие в России говорят, о включении Беларуси в состав России, 98% проголосуют против. Не потому, что у нас общество настроено против России. Выросло новое поколение, да и старое поняло, что мы можем жить и сотрудничать совершенно в другой форме, как родные, близкие. И белорусы сегодня хотят быть вместе с Россией, но жить в своей квартире. Что в этом плохого?».

Да и кто не знает о проблемах двух стран! Они набили оскомину, и у каждой своя подоплёка. Как, к примеру, остановить запреты на поставки белорусского продовольствия – рецепт есть. Александр Лукашенко настаивает: правительству России надо прекратить лоббировать олигархические группы. Или вот: Беларусь упрекали, что Минск выторговывает компенсацию по налоговому манёвру, но в Сочи его даже не обсуждали.

Александр Лукашенко: «Вообще о нём не говорили. Только в контексте, когда обсуждали вопросы, что мы ни в коем случае не должны сегодня делать, потому что это нарушит баланс наших отношений. Когда мы перечисляли эти вопросы, у нас было полное понимание. Тогда я сказал, что если в России есть какие-то проблемы, сложности с денежными средствами и прочее – хорошо, мы не ставим вопрос о налоговом манёвре, не надо, если это трудно для России… Действительно, слишком мы уже преувеличиваем давление налоговых манёвров в России на экономику Беларуси».

Чтобы не было недомолвок, Президент объясняет и что за кредит «вновь просит Беларусь» – как многие написали. Речь шла о возможности рефинансирования долга на $600 млн.

Александр Лукашенко не хочет идти по пути упрёков и взаимных обвинений. Союзникам не пристало тянуть одеяло на себя.  

Александр Лукашенко: «С нами надо просто нормально сотрудничать, не надо нас упрекать, что мы у вас нахлебники, к примеру. С нами надо просто вести нормальные отношения». 

Глава государства отметил, что в Беларуси есть два российских военных объекта. Россия ничего не платит белорусской стороне за их размещение. Буквально через год надо заключать новое соглашение.

Александр Лукашенко: «Мы с вас копейки и впредь не возьмем, даже если вы налоговый манёвр не отрегулируете, пусть будут у вас эти деньги. Но за базы мы с вас копейки не возьмём, потому что это общая наша безопасность».

Разговоры с Путиным не стали жёстче, а рабочие группы пока так и не приступили к работе. Вопросов по линии Беларусь – Россия много, но не только о них. Украина живёт ожиданием президентских выборов. До них – месяц, но интересное дело – лидером общественных опросов стал не политик, а артист и шоумен Владимир Зеленский. Дошутились. Президенту Беларуси, конечно, не с руки углубляться во внутриполитические баталии другого государства. Но опытный политик Александр Лукашенко, возможно, видит то, чего не замечают другие. 

Александр Лукашенко: «У меня много тревоги – не хочу, чтобы Украину кто-то использовал как разменную монету, чтобы она была площадкой розыгрыша больших государств. Украинцы этого не заслуживают. Зеленского не знаю. Это похоже на нашу ситуацию середины 90-ых. Кто думал, что меня выберут? Ситуация сложилась: люди плохо реагировали на то, что происходило – воровство, коррупция... Вот это рекция общества. Но президентом будет Порошенко. Он выйдет во второй тур. Может быть, с Зеленским, может, ещё с кем-то. И тот, кто проголосовал за Зеленского, наверное, за него же и проголосует вновь. А те, кто за других, – отдадут голоса Порошенко».

А вот что до военно-политической ситуации вокруг Украины, обеспокоенность Александра Лукашенко достигла такой точки, что в пору говорить – ещё чуть-чуть и катастрофа. 

Александр Лукашенко:  «Если в Украине будут размещены ракеты – это катастрофа. Надо понимать, россияне не могут допустить, чтобы эти ракеты были там размещены. Мы с россиянами абсолютно будем солидарны. Поэтому ни в коем случае нельзя делать в этом направлении шаги Украине. Это может обернуться катастрофой».

Отношения с Китаем, Грузией – журналисты зарубежных изданий, конечно, спрашивают о сотрудничестве со своими странами. Но львиная доля – о делах внутри самой Беларуси. Как поддержать пенсионеров – государство в скором времени займётся этим вопросом. Где найти новые точки роста экономики – по этой теме развернулась 40-минутная дискуссия. Президент готов рассмотреть все конкретные предложения экспертов. Ждать ли амнистии капитала – документ в стадии проработки. Всего не передашь и на все вопросы не ответишь. Но, пожалуй, каждый, кто готов слушать и слышать, наверняка, почерпнёт из по-настоящему большого разговора что-то своё. 

Александр Лукашенко:  «Я был с вами искренен, и в своей политике я буду придерживаться именно этих принципов и подходов, чтобы вы, увидев что-то в моих действиях, не разочаровались. Для меня это важно, как для публичного политика».

Эхо сказанного услышим совсем скоро. В середине весны Президент традиционно обратится с посланием к народу и парламенту. Так вот при подготовке этого программного выступления, и Александр Лукашенко подчеркнул это несколько раз, будут учтены важнейшие из тем прозвучавших сегодня. Так что нынешний большой разговор – задел для ещё большего. 

Подписывайтесь на нас в Telegram