Безбарьерная евразийская среда: итоги переговоров в Москве

За годы функционирования Евразийского экономического союза о том, как могут и как должны кооперироваться Беларусь, Россия, Армения, Казахстан и Кыргызстан, сказано немало

Безбарьерная евразийская среда: итоги переговоров в Москве

Согласитесь, что медицина – это ведь тоже про безопасность страны. Так же, как и экономика. В структуре государственного устройства и устойчивости нет второстепенных опор. Каждая несет свою нагрузку.


Но так же верно, что одним, в одиночку, многое не вынести. Повышенному давлению того же Запада противостоять можно только вместе. Собственно, об этом много и аргументированно говорили в Москве. Где прошел саммит Евразийского экономического союза. А до этого и Евразийский экономический форум. В российской столице Александр Лукашенко представил видение того, какое место способна занять Беларусь в новом – не только евразийском – мире. Точнее в мироустройстве, где не сила играет роль, а принципы справедливости. Здесь, конечно, можно обращать внимание и на тезисы. Но важны и детали. Вот рукопожатие первого переговорного дня – именно на него обратили внимание все СМИ. А вот Лукашенко атакуют российские журналисты, понимая, что ответы – это готовые заголовки. И наш Президент ответил: и журналистам, и наглому польскому генералу.

Итоги насыщенных московских встреч подвел Игорь Тур. Готов объяснить, что такое безбарьерная евразийская среда. И четверг, впрочем, тоже.

За годы функционирования Евразийского экономического союза о том, как могут и как должны кооперироваться Беларусь, Россия, Армения, Казахстан и Кыргызстан, сказано немало. Много, конечно, и сделано – но все же планов было больше. Еще пару лет назад форум ЕАЭС воспринимался бы скорее как очередное декларирование того, что нужно, публичное с этим всех согласие – с последующими попытками в жизнь это воплотить, а на промежуточных этапах – подписывать новые и новые стратегии. В четверг, кажется, именно об этом сказал Александр Лукашенко.

Но сейчас – есть нюанс. Началась СВО, операция военная, но сильно влияющая и на не военные блоки. Экономика ЕАЭС страдает как от внешнего давления на Россию и Беларусь, так и от внутреннего давления друг на друга, тех, кто под санкциями, и тех, кто под них попасть не хочет. В итоге, чего уж, то, что можно было бы реально воплотить в жизнь до СВО, скажем, действительно единый рынок нефти и газа – сделать сейчас стало гораздо сложнее. В среду на Евразийском экономическом форуме Президент Беларуси как один из инициаторов ЕАЭС рассказал, в чем заслуга второго инициатора.

В Казахстане теперь другой президент, так что взгляды на нашу интеграцию в Астане могут быть иными, то же самое в большей степени касается Армении, в меньшей – Кыргызстана. Но суть достаточно простая – объединяться с Москвой страны захотят, если плюсов будет больше, чем минусов, а минусы пока будут. Так что сегодня лидеры ЕАЭС, а это Путин и Лукашенко, предлагают уже чуть более прогрессивную стратегию.

После многих лет попыток полностью устранить все барьеры и ограничения пришло у всех, кажется, понимание, что это сложно – но это и нормально, так как в любом союзе страны защищают национальные интересы в первую очередь. И если вдруг прогресс кооперации стопорится – нужен новый импульс. Его снова, как когда-то с Назарбаевым, придает Лукашенко – стратегической целью сделать ЕАЭС одним из союзов, сменяющих сегодняшнюю не работающую глобальную систему.

Так что у ЕАЭС есть теперь две стратегические цели: первая – стать наконец союзом с реально общими рынками и без ограничений, и вторая – трансформироваться в мощный политико-экономический союз. Без первого невозможно второе, а важно, постоянно говорит Александр Лукашенко, успеть. На общее благо – и взаимовыгодное.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Игорь Тур