Беларусь представила новые разработки на международном авиасалоне МАКС-2015

​На международном авиасалоне МАКС, который проходит в подмосковном городе Жуковский, – день контрактов. Нынешнюю выставку достижений назвали кризисной: количество компаний-участников – самое низкое за 15 лет. Несмотря на это, организаторы уверены: портфель бизнес-договорённостей будет увесистым. Например, Министерство обороны Беларуси подписало соглашение о поставках самолётов Як-130.

На международном авиасалоне МАКС, который проходит в подмосковном городе Жуковский, – день контрактов. Нынешнюю выставку достижений назвали кризисной: количество компаний-участников – самое низкое за 15 лет. Несмотря на это, организаторы уверены: портфель бизнес-договорённостей будет увесистым. Например, Министерство обороны Беларуси подписало соглашение о поставках самолётов Як-130.

156 иностранных компаний из 30 стран мира в этом году против пяти сотен представителей мирового авиапрома в 2013 году. Авиасалон МАКС, который проходит раз в два года, сейчас, по всему видно, переживает не лучшие времена. Ослабление российского рубля и, как следствие, заметное удорожание выставочных площадей. Противостояние России с Западом и ожидаемый отказ Германии, Канады, Украины, Польши, Великобритании и Дании от национальных экспозиций – всё это уже дало основания экспертам называть нынешний авиафорум в Жуковском кризисным.

Но, как это часто бывает в бизнесе: если где-то убыло, то где-то обязательно прибудет. Россия и Китай, например, увеличили выставочные площади, по сравнению с прошлым салоном, почти в три раза. Беларусь сменила статус разрозненного экспонента на хозяйку собственного национального павильона.

Александр Воробей, заместитель главного инженера 558-го авиационного ремонтного завода: «Ещё со времён СССР у нас было много предприятий, которые гордились своей изюминкой в производстве тех или иных компонентов. Беларусь всегда считалась очень высоко потенциальной в плане военно-промышленного комплекса».

Основа белорусской экспозиции – научные разработки. Страна уже давно зарекомендовала себя как хорошая авиаремонтная площадка. Её традиционно представляют заводы из Орши и Барановичей, конструкторское бюро «Дисплей» и «Белтехэкспрот». Но сейчас, в экономически непростое время, упор решили делать и на производство. В первую очередь – на так называемые глаза и уши авиапрома. Индивидуальная бортовая аппаратура радиотехнической защиты воздушных судов «Сателлит», элементная база для оснащения радиолокационных станций, разведывательные системы «Беркут» и «Шершень» – отечественные новинки уже начинают активно использовать для комплектации иностранных самолётов. Как всё это работает, можно увидеть здесь же – на МАКСе.

Самый большой интерес у неподготовленной публики – к возможности посидеть за штурвалом, например, настоящего боевого самолёта (см. видео – прим. ред.). Эксперты говорят, что это как хороший тренажёр: его можно использовать для борьбы с боязнью полётов. Когда видишь, что и как устроено в таком самолёте, возникают разные чувства. Но только не страх.

У специалистов ко всей технике подход более предметный и практичный. Беларусь, например, сейчас работает над созданием новой воздушной эскадрильи. Ищут замену самолётам Су-25. Выбор пал на двухместный Як-130. Четыре таких борта уже прошли облёт в белорусском небе. Соглашение на поставку ещё четырёх машин подписано на МАКСе.

Олег Двигалев, командующий ВВС и войсквами ПВО Беларуси: «Почему именно эти самолёты? Проходило изучение авиационной техники. У нас есть необходимые закупки авиационной техники. А так как это универсальный самолёт – и учёбный, и боевой, мы остановились на закупке именно этого самолёта».

Ещё одно преимущество в пользу Як-130 – то, что экспортный вариант самолёта уже не совсем российский. Именно на нынешнем МАКСе прошла первая публичная демонстрация обновлённого варианта бортового комплекса обороны «Талисман», созданного в Минске на предприятии «Оборонные инициативы». Разработчики уверяют: оборудование делает самолёт практически неуязвимым.

Денис Пащенко, генеральный директор предприятия «Оборонные инициативы»: «Практически мы можем говорить, что эффективность такого комплекса повышает защиту самолёта до коэффициента 0,9. То есть если он будет атакован стандартным набором из двух ракет, то с вероятностью 0,9 он выживет. Если бортового комплекса обороны нет, то он будет потерян».

Ещё МАКС ожидает два бизнес-дня. Для обычных зрителей авиасалон станет открытым в субботу, 29 августа.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Светлана Карульская
География:
Россия