Сегодня продолжился визит премьер-министра Латвии в Беларусь, который можно назвать знаковым. Глава правительства этой страны впервые в Минске за последние девять лет. Удивительно, ведь государства многое связывает: общая граница, общая историческая память, многочисленные родственные связи. Несмотря на то, что визитов латвийских чиновников такого уровня не было давно, Минск и Рига сотрудничают тесно во многих сферах, в том числе в экономике. Сохраняют хорошие отношения, но теперь могут их значительно улучшить. Это подтвердили на переговорах во Дворце Независимости наш Президент и Марис Кучинскис.
Обывателю сложно определить, где применяют продукцию с замысловатым названием «Порифлекс», но пользу от неё получает буквально каждый белорус. Тепловая обшивка для труб и других коммуникаций, звукоизоляция для автомобилей МАЗ, стыки фактически в каждом панельном доме зашивают именно этим вспененным полиэтиленом. Экологически чистую технологию подсмотрел на Западе, признаётся гендиректор, но открыть уникальное для Беларуси производство помогли северные соседи.
Владимир Торганов, генеральный директор предприятия «Евроламинат»: «Проект был большой. Строительство начиналось с нуля, денежных средств не хватало, наши латвийские партнёры согласились поучаствовать в этом проекте».
Латвийские инвестиции измеряются уже в миллионах евро. Сегодня здесь работают 40 человек. Учитывая востребованность на рынке, белорусско-латвийское предприятие собирается расширить производство вдвое. Янис Гутанс (ещё один инвестор из Латвии) заявляет о планах увеличить свою компанию в три, а то и в четыре раза. Он – совладелец сети кинотеатров, судя по трафику, самой популярной в Беларуси. Для начала открыли 20 залов в Минске. Теперь будут расширяться в столице и выходить в регионы. Примечательно, что это новый бренд. До того, как прийти в Беларусь, Янис вкладывал деньги в совершенно другие сферы. Начиная проект, сомневался, сможет ли вжиться в белорусский бизнес-климат.
И таких примеров не единицы, и даже не десятки. В Беларуси работают более 600 предприятий с участием латвийского капитала: от переработки молока до фармацевтических производств. Только в прошлом году латвийские компании вложили в белорусскую экономику более 100 миллионов долларов. Соседи не только активно инвестируют, но и торгуют. В 2017-м товарооборот прирос на треть и составил почти 440 миллионов долларов. 350 миллионов – белорусский экспорт. В его основе – нефтепродукты, изделия из дерева, металла, стройматериалы. Впрочем, шесть лет назад двусторонняя торговля измерялась в миллиардах долларов, но зато теперь цены на углеводороды уже не так давят на экспортные позиции, политическое давление позади. Латвия активно содействовала нормализации и развитию отношений Беларуси и Евросоюза, в том числе председательствуя в Совете ЕС. Чтобы преодолеть 400 километров от Риги до Минска премьер-министру соседней страны понадобилось девять лет, которые теперь можно назвать временем накопления возможностей.
Марис Кучинскис, премьер-министр Латвии: «Очень был рад слышать эти слова и знать, что Беларусь нам друг. Уверен, что этот визит должен дать некоторое ускорение нашим отношениям. Если говорить об экономических, думаю, что очень многое мы не использовали из того, где можно найти общий интерес».
Общие интересы и новые возможности деловые круги Беларуси и Латвии сегодня обсудили в торгово-промышленной палате. Для предпринимателей это отличная возможность напрямую провести переговоры с потенциальными партнёрами.
Олег Ильин, директор Агентства стратегического и экономического развития: «Как известно, Латвия – это страна с сильно развитой банковской системой. В этом году уже было несколько проектов в части организации финансовых институтов, которые планируют заниматься новыми инструментами для белорусского рынка. Например, факторинг».
Каждая восьмая сделка белорусской товарной биржи – это латвийский капитал. Только за январь заключено более 30 тысяч сделок на 130 миллионов долларов. Самый большой вклад – от продажи металла, лесопродукции, сельхозтехники.
Александр Башлий, начальник управления внешнеэкономической деятельности Белорусской универсальной товарной биржи: «У нас есть варианты, которые мы можем предложить по наполнению складской инфраструктуры прибалтийских портов».
Латвия – страна с выходом к морю. Её порты по железнодорожным рельсам находятся ближе других. В прошлом году Латвийская и Белорусская железные дороги перевезли через общую границу 23 миллиона тонн грузов. Для экономичной и быстрой доставки латвийцы готовы поучаствовать и в совместном проекте по электрификации железной дороги в обоих направлениях. Проект реализуют за пять лет.
Улдис Рейманис, заместитель государственного секретаря Министерства транспорта Латвии: «С нашей стороны уже понятны все цифры, которые мы будем вкладывать в эту ситуацию, с вашей стороны обсуждается вопрос. Дизельное топливо, экология – это главное для людей, я думаю».
Невзирая на то, что население Минска сопоставимо с числом жителей всей Латвии, государство, как и Беларусь, находясь на стыке экономических союзов, имеет важное геополитическое положение. Ни Брюссель, ни Москва не должны сталкивать европейские страны и принимать за них решения. Политика Беларуси – добрососедство.
Накануне правительства двух стран подписали шесть важных соглашений.Особенно можно отметить документ о сотрудничестве в сфере ядерной безопасности. Дискредитация Белорусской атомной станции стала буквально навязчивой идеей политического истеблишмента Литвы, однако Латвия, невзирая на традиционную солидарность Балтийских стран, заняла конструктивную позицию.
Находясь на геополитическом разломе, северные соседи не понаслышке знают цену большой войны, поэтому двумя руками за созидание. Учитывая девятилетнюю выдержку, график латвийской делегации насыщенный. Из Дворца Независимости Марис Кучинскис направился в Парк высоких технологий. О белорусских программистах уже наслышаны не только на берегах Балтии, но и за океаном.
Экспорт ПВТ за прошлый год – миллиард долларов. Соседи активно пользуются компьютерными услугами белорусов и готовы инвестировать в нашу IT-cферу, которая после революционного Декрета «О развитии цифровой экономики» выходит на передовые позиции в Европе. Впрочем, из уютных офисов гостям всё же пришлось отправиться в объятия снегопада. А как иначе оценить масштабы заснеженного, но «Великого камня», в котором Латвия видит не менее великий потенциал сотрудничества? Беларусь становится транзитным хабом на пути товаров из Китая в Европу. Балтийские страны сейчас соревнуются между собой за возможность стать логистическим звеном, имеющим выход к морю, действуют буквально на опережение.
Выгодные условия предлагают и портовые операторы. Лишь один Рижский свободный порт за год отправляет более трёх миллионов тонн белорусских товаров.
И сегодня все участники переговоров мгновенно сошлись в том, что большой снег – это хорошая примета к прибыли.
Самым наглядным символом белорусско-латвийского сотрудничества пока служит «Минск-Арена», которую гости не могли не посетить.В 2021-м году Рига и Минск совместно примут чемпионат мира по хоккею, ведь ничто так не сближает соседей, как общие праздники.
Подробнее – в видеосюжете
Подписывайтесь на нас в Telegram