Беларусь-2016. Политические итоги года

195

Как жить дальше, на что рассчитывать и на каких направлениях сконцентрировать усилия на уровне как отдельных предприятий, так и целых отраслей? В июне делегаты Всебелорусского народного собрания приняли стратегию развития страны на пятилетие вперёд. Главные составляющие проекта «Беларусь-2020» – сильное и независимое государство с конкурентоспособной инновационной экономикой и крепкими социальными гарантиями, стабильный и надёжный партнёр на международной арене. 

Александр Лукашенко ориентировал правительство на переход от «догоняющей» модели развития государства к «опережающей». При этом действующую экономическую систему решено сохранить, встраивая в неё дополнительные опции. Одна из них подразумевает перестройку госаппарата на основе принципа «меньше, но эффективнее».

Всебелорусское собрание определило пять приоритетов, которым в будущей пятилетке государство будет уделять самое пристальное внимание. Это инвестиции – в национальном инвестиционном портфеле сегодня более 80 крупных проектов стоимостью 27 миллиардов долларов от завода по выпуску автомобилей «Белджи» до строительства Островецкой АЭС. И на её строительство понадобится больше времени из-за того, что корпус первого реактора при попытке установки 10 июля ударился о землю. Беларусь потребовала заменить контейнмент из-за соображений безопасности. «Росатом» согласился. Новый корпус уже в пути. 

Занятость – программа по созданию 250 тысяч новых рабочих мест уже запущена и даёт первые результаты. Экспорт – приоритет, который остался от предыдущих пятилеток, поддержат программы экспортного кредитования. И, наконец, молодёжь и инновации как основа будущего развития страны.

Алексей Беляев, политолог: «В Беларуси сегодня отсутствуют проявления терроризма, экстремизма, спокойная общественная атмосфера. Это результат того, что на высоком уровне поднимаются острые проблемы, никто на них не закрывает глаза. Не предлагается радикальных способов, а предлагается последовательная политика решения шаг за шагом возникающих вопросов».

Исполнять решения Народного вече предстоит в том числе и новому составу Парламента. Выборы в сентябре прошли при высокой явке избирателей (почти 75 процентов), то есть депутаты будут представлять интересы большинства белорусов. Медики, педагоги, юристы, производственники, управленцы – места в Овальном зале заняли люди дела и профессионалы. Ещё одна особенность избирательной кампании – впервые доверием избирателей заручились сразу 16 представителей политических партий. Самые сильные позиции – у коммунистов.

Главное внешнеполитическое событие года – «разморозка» отношений с Евросоюзом и снятие санкций с Беларуси. Каков от этого эффект? Дипломаты говорят, что вести переговоры с западными коллегами стало гораздо комфортнее, Минск всё чаще принимает официальные делегации из ЕС, а обычным гражданам стало проще получить многократную шенгенскую визу. Кроме того, заработали совместные проекты по регулированию миграции, развитию малого бизнеса. Тем не менее в отношениях с Евросоюзом пока больше ожиданий, чем конкретных дел.

Елена Купчина, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Австрии, постоянный представитель Беларуси при международных организациях в Вене: «Тот холод в наших отношениях, который существовал порядка 15 лет, он накапливался длительное время. Санкции сняли в феврале. Времени прошло немного. Результаты не за горами. Уже принят ряд серьёзных решений. И по деятельности Европейского банка реконструкции и развития. Вскоре мы выйдем на заключение рамочного соглашения с Европейским инвестиционным банком. Множится количество серьёзных инвестиционных мероприятий».

Первую скрипку в белорусской внешней политике играет… экономика. Исходя из этого, формируются направления зарубежных визитов Президента и их содержание. Главным итогом пекинских переговоров Александра Лукашенко и Си Цзиньпина стали даже не суммы контрактов и объёмы инвестирования (а числа в долларовом исчислении десятизначные), а новый статус отношений между странами: доверительное всестороннее стратегическое партнёрство и взаимовыгодное сотрудничество. За этой громоздкой формулировкой простой смысл: для КНР – это самый высокий уровень международных отношений. Похожие контакты Китай, кроме Беларуси, имеет лишь с тремя странами в мире: Пакистаном, Великобританией и Россией. Пекин тем самым сигнализирует своим бизнесменам и корпорациям: Минск – партнёр проверенный и надёжный, с ним выгодно иметь дело не просто сегодня и завтра – на десятилетия вперёд. Тем более, что у стран есть соответствующая площадка для реализации проектов. В Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень» завершается строительство инфраструктуры.

Пакистан – ещё один ключевой партнёр Беларуси в Азии. От трапа при посадке до трапа при взлёте – на протяжении всего визита в Исламабад Александр Лукашенко и Наваз Шариф, премьер-министр Пакистана, в деталях обсуждали развитие сотрудничества. Итог – 14 межгосударственных соглашений, контракты на 60 миллионов долларов и цель на перспективу – товарооборот в миллиард долларов.

Спустя месяц красивая, но вполне реальная сумма торговли в миллиард прозвучит в Минске из уст ещё одной знаковой фигуры в современной мировой политике. Реджеп Тайип Эрдоган стал первым президентом Турции, который посетил нашу страну.

У этого, без сомнения исторического визита, была своя предыстория. В апреле Александр Лукашенко принял участие в саммите Организации исламского сотрудничества. В Стамбуле собрались лидеры 33 государств, где почитают Аллаха. Казалось бы, где здесь интерес христианской Беларуси? Суть в том, что наша страна в мире твёрдо ассоциируется с площадкой, где политики договариваются и улаживают различные конфликты. Пользуясь этим, Минск активно презентует свои международные инициативы, попутно укрепляя двусторонние контакты. Череда переговоров Президента Беларуси с главами Турции, Пакистана и Казахстана, Катара, вице-президентом Индонезии и премьер-министром Афганистана подтверждает: эта поездка по содержанию и насыщенности стоила десятка визитов. Тем более, что многие последующие направления, где приземлялся первый борт, – Доха, Абу-Даби и даже хорошо знакомые Астана и Баку – столицы именно мусульманских государств. Очевидно, что в будущем году предстоит расширять горизонты экономической географии. Страны Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки – где-то потенциал Беларуси уже хорошо изучили, а где-то свои возможности нам ещё только предстоит презентовать. В любом случае, как показывает практика, нашей стране есть что предложить. И при этом мы готовы перенимать опыт других.

Корреспонденты:
Александр Злобин