Лукашенко: Кто владеет технологиями, тот установит свои правила игры. Итоги посещения предприятия «Планар»

На совещании на предприятии «Планар» присутствующие обсудили с Президентом детали белорусской микроэлектроники

Лукашенко: Кто владеет технологиями, тот установит свои правила игры. Итоги посещения предприятия «Планар»

Экономика Беларуси в глазах обывателя имеет серьезный масштаб, особые габариты. В качестве примера можно взять наши гиганты БелАЗы, которые интересны и Ирану в том числе. Или огромные запасы калийных удобрений. Но, как отметил на совещании по микроэлектронике Президент Беларуси Александр Лукашенко, в борьбе за передел мира определяющее значение имеют технологии, то есть концентрация знаний. И здесь уже масштабы другие.


Почему, например, такие страсти кипят вокруг крохотного Тайваня? Эта страна – лидер по производству полупроводниковых микросхем. На остров приходится более 50% мировой продукции, а наиболее передовой и совершенной самой что ни на есть нано- – и вовсе под 90%. Кто контролирует это производство, тот контролирует смежные отрасли от телефонов до оборонки.

Беларусь – и это было дальновидное решение – микроэлектронику сохранила. Время ее развивать, тем более что и российский рынок освободился от западных конкурентов. Среди партнеров могут быть и «Роскосмос», и «Росатом», и множество других РОС-корпораций.

Влада Карницкая всмотрелась в детали белорусской микроэлектроники и готова рассказать, почему сегодня это мегаважно.

Сергей Аваков, генеральный директор предприятия «Планар»: «У нас конкурентов нет, уровень локализации производства нашего составляет от 65% до 80%. У нас сейчас большая программа импортозамещения. Мы заместили несколько американских лазеров, сейчас работаем над стеклом и еще над некоторыми комплектующими, таким образом, у нас свое производство оптическое полностью, вся оптика своя, обработка камня тоже своя, механика точная. Она на мировом уровне? Конечно».

«Планар» известен с советских времен. Предприятие снабжало оборудованием для производства микроэлектроники весь Союз. Сегодня выпускает семь видов приборов. Но это тот случай, когда столь незначительная цифра не должна озадачить. Благодаря ему производят несчетное количество микросхем, которые и становятся начинкой любой техники. По сути, благодаря разработкам предприятия жизнь человека становится комфортнее, а технологии лучше.

Сергей Аваков, генеральный директор предприятия «Планар»: «Это достаточно сложный объектив, вот 27 линз. Одна из линз здесь показана. Это все мы делаем сами полностью. Более того, мы производим оборудование для сборки объективов. Которое в мире никто не поставляет. Это ноу-хау фирм. Нужно иметь свое».

Не просто сборка, проектированием занимаются здесь же. Разработки в этой сфере – миллионы долларов. И у кого сегодня есть такие чертежи – электронный бог, не меньше.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси«В борьбе за передел мира определяющее значение имеют технологии. Тот, кто обладает ими, способен не только выстоять, но установить в будущем свои правила игры. Так называемый цивилизованный, демократический западный мир без зазрения совести использует технологические рычаги воздействия, вводя санкции, пытаясь поставить на колени неугодные государства – своих конкурентов».

Впрочем, все электронное машиностроение – удел лишь нескольких стран: США, Япония, Южная Корея, пару государств ЕС, Китай. Все! А мировой рынок конечных устройств на основе электроники – это триллионы долларов. Притом индустрия крайне специфичная. Новичков там вообще не ждут. В свое время в этой сфере законодателем стала компания Intel. Даже в Советском Союзе (при всем том, что разрабатывали свое) в 80-х перешли на копирование тех же интеловских процессоров в промышленных масштабах. Мол, зачем изобретать колесо. В последствие по пути клонирования пошел весь мир. Но позиции Союз все же удержал. И приборы свои строил, и микросхемы производил. А Беларусь, считай, наследник.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси«Сохранить это достояние даже не национальное, мировое, удалось только Беларуси. Я прекрасно помню, как меня уговаривали продать, закрыть эти предприятия: купим, завезем все с Запада. Слава богу, как бы это ни было трудно, страна сохранила и "Планар", и "Интеграл", и БелОМО, и "Горизонт", и витебский "Монолит". Но самое главное – научную инфраструктуру в этой наукоемкой отрасли».

И вот эффект. Технологиями, которые есть у «Интеграла», в мире обладают лишь 10 стран. Многое держат в секрете. Тоже специфика сферы. Если и удается познакомиться с производством, то сами микросхемы демонстрируют лишь в таком формате. Все, что могут, здесь точно не покажут.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «В развитии микроэлектроники уже нельзя только конкурировать и замыкаться в национальных границах. Белорусские производители и сегодня занимают свою нишу на мировом рынке. И это несмотря на тренд в сторону не микро-, а наноэлектроники. Когда появились несколько игроков, владеющих технологиями порядка 4 нанометров. Наши достаточно крупные микросхемы остаются востребованными, они надежны, но, как я понимаю, нам надо от этих больших микросхем двигаться в эту сторону. В эти маленькие нанометры».

Тот случай, когда размер имеет значение. На «Интеграле» за вопрос взялись. Более 8-ми десятков новых изделий в разработке. Все они будут применимы в самых разных отраслях промышленности: от военной до космической.

Александр Кетько, директор филиала научно-технического центра «Белмикросистемы» управляющей компании холдинга «Интеграл»: «Мы работаем с размерами 350-600 нанометров, что в 150-250 раз тоньше человеческого волоса. Сейчас перед предприятием поставлена задача инсталлировать технологии с проектными нормами, это позволит нам перейти на новые классы изделий, работать в области импортозамещения элементной базы иностранного производства, обеспечить потребителей Беларуси и РФ и нарастить экспорт в дальнее зарубежье».

Андрей Буйневич, генеральный директор управляющей компании холдинга «Интеграл»: «В 2022 году мы сработали с очень хорошим показателем по экспорту. Экспорт составил 137,5 миллионов долларов США, что в темпе составило 156% аналогично к 21 году. Очень хорошие темпы мы показали в промышленном производстве, в сопоставимых ценах базисного года темп составил 149%. В 2023 году январь-февраль мы по экспорту сработали с темпом 208%. Это 29 млн долларов США».

Оборудование для производства покупают как раз у «Планара». То есть развитие одного завода толкает вперед другое.

Сергей Аваков, генеральный директор предприятия «Планар»: «Если наше оборудование сравнивать с западными образцами, то картина разная для разных видов оборудования. Есть оборудование, которое признано официально лучшим в мире. Установка применяется для фотошаблонов, это одна из ключевых единиц оборудования для этого производства. Американская компания – ведущий производитель фотошаблонов в мире, проводила тесты, проверялись 3 установки: наша, американская и японская. И наша установка по их методике оценки была признана лучшей».

И вот еще аргумент для неверующих в отечественную микроэлектронику. В мире есть три ведущих производителя чипов: Intel, Samsung и TSMC. Однако мало кто слышал об ASML – скромной компании в пригороде Эйндховена, пятого по величине города Нидерландов. А ведь предприятие – монополист в одном из видов оборудования, то есть три гиганта полностью зависят от него. Вот и аналогия: и страна небольшая, и не самая технологичная. Все же высот добиться удалось. Когда-то ставка просто была на избавление от импорта. И это же путь Беларуси.

Николай Казак, директор Института физики им. Б.И. Степанова НАН Беларуси: «На БМЗ выпускают металлический пруток стальной, там могут быть внутри этого прутка изъяны какие-то, используется покупное оборудование из-за рубежа, используется датчик. Один датчик стоит шесть тысяч евро. Этих датчиков надо примерно 20 штук в год. Потому что он изнашивается. 20 умножим на 6, вот вам 120 тысяч евро. И вот НИИ радиоматериалов разработал такой датчик за три месяца. Сейчас это хорошее импортозамещение».

Уйти от зависимости, особенно сейчас – самый адекватный ответ на санкции. Тенденции рынка в стране прочувствованы давно. Александр Лукашенко далеко не первый раз особое внимание уделяет микроэлектронике. Что в большей степени спасло от развала эту отрасль в 90-е. И дело не только в этом, похоже, в электронную гонку вступили не ради славы мировой, есть задачи внутренние.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси«Наша страна обладает всеми необходимыми компетенциями, чтобы удовлетворить потребности российского рынка после ухода оттуда западных предприятий. Это шанс. И мы его должны использовать. Колоссальный интерес к белорусской микроэлектронике проявляют инвесторы. И мой недавний визит в Зимбабве и ОАЭ – прямое тому подтверждение. С нами готовы сотрудничать и хотят инвестировать в развитие нашей промышленности, в том числе микроэлектронной. При этом объемы даже не обсуждаются. Мы плотно говорили об этом с президентом Эмиратов, он высказал колоссальную заинтересованность в работе с дружеской страной Беларусью».

В России уже активно покупают и наше оборудование, и микроэлектронику. Из преимуществ – использование белорусской продукции не требует сертифицирования. Плюсы Союзного государства. А ведь процедура мегадорогостоящая.

И на высшем уровне договоренности благотворно сказываются. Президентом еще в июне на совещании была поставлена задача и внутренний рынок, особенно сейчас, микроэлектроникой насытить, и Москве руку помощи протянуть. Не прошло и года, а уже эффект.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси«Совместно с российской стороной сформирован перечень критически важной компонентной базы, которая будет производиться на белорусских предприятиях, разработана дорожная карта по ее освоению. Ряд элементов для российских предприятий мы уже начали поставлять. Подписано соглашение о создании совместного белорусско-российского центра по разработке и изготовлению фотошаблонов».

И чтобы не откладывать в долгий ящик, в этот же день президенты созвонились – импортозамещение как раз стало одной из основных тем диалога. Микроэлектроника как один из пунктов. Правительствам, производителям и даже конструкторам. И, похоже, этот визит Главы государства на «Планар» действительно придаст импульс.

Иногда даже самое микроскопическое имеет огромное значение. Для страны, для экономики. Мелочей здесь нет. Без электронной промышленности не будет развиваться ни одна другая сфера. А потому к прогрессу сама жизнь подталкивает. А когда такая поддержка на высшем уровне, технологическая независимость не кажется такой уж призрачной.

Фото: БЕЛТА

Подписывайтесь на нас в Telegram